Собрание сочинений, том 5

Действительно, он согрешил перед тобой, но и ты согрешил и согрешаешь пред Богом. Он твой должник, но и ты должник Божий. Он у тебя просит прощения, но и ты просишь у Бога. Молишься Богу: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Если прощаешь от сердца ближнего твоего, то сердечно и молишься, и истинно и нелицемерно говоришь эти слова Богу. Если же не прощаешь сердечно ближнего твоего, то молишься только словом и устами, и потому лицемерно. И тогда молитва твоя не только не на пользу тебе, но и в грех обращается. Видишь, куда приводит человека его гнев и вражда.

Победи же себя, возлюбленный, и, отложив гнев твой, прости все ближнему твоему. Тогда помолишься искренно и нелицемерно: «Отче, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», – и подастся тебе оставление твоих долгов. Ибо Слово Божие верно, истинно и неложно. Что говорит, то так и есть, как говорит, и что обещает, то и исполняется, и чем грозит нам, то сбудется, если не покаемся. Если прощаем согрешения ближним нашим, – прощает и нам Бог по Своей милости. Не прощаем мы, – не прощает и нам Бог. Как мы с ближними нашими поступаем, так и с нами поступает Бог. Итак, от тебя самого, человек, зависит, простятся ли грехи твои или не простятся, а от этого и спасение или погибель. Ибо без прощения грехов нет спасения. Насколько это страшно, сам видишь.

Опять станет кто-то возражать: мне ли, мол, ему прощать: ведь он знает, кто я и кто он? И он и ты – всякий человек сам по себе беден и окаянен; и высокий и низкий – рав­но все грешники. Но знаешь ли ты сам, кто ты и Кто Бог, пред Которым ты согрешил и со­грешаешь? Пред Богом, Которого ты грехами оскорбил и оскорбляешь, весь мир как ничто (Пс 40:17). Если же весь мир как ничто пред Богом, что же ты один перед ним, как бы ве­лик и высок не был ты перед людьми? Так ве­лик и бесконечен Бог, пред Которым ты со­грешил и согрешаешь! Каковы же грехи твои, человек, пред Богом? И что грех ближнего тво­его, которым он тебя оскорбил? Его грех пред тобой по сравнению с твоими грехами пред Богом – как ржавая копейка против множест­ва золота, или как сто динариев против десяти тысяч талантов (Мф 18:24-28), или, лучше сказать, – как ничто. Малого, и очень малого, ты не хочешь простить, – великих ли твоих грехов прощения надеешься получить? Чело­век человеку и грешник грешнику не проща­ешь, – от Бога ли, Который есть вечная правда и непостижимое величество, хочешь прощение получить? Подобный подобного не милуешь, – какой же милости ты чаешь от Бога? Вот как опасно не прощать согрешения ближнему!

Иной говорит: я, мол, перед ним ни в чем не виноват. Он меня без всякой причины ос­корбил. Действительно, бывает, что без вся­кой причины люди нас оскорбляют. Но в чем пред нами виноват Бог? Праведен Господь, и нет неправды в Нем. У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд (Дан 9:8)! Однако безум­но и бесстыдно согрешаем пред Ним, и так оскорбляем Его, и каемся и просим милости, и получаем милость. Слава человеколюбию Его! Слава безмерным щедротам Его! Итак, желая от Бога получить прощение, прости и сам согрешившему пред тобой, перед кото­рым ты ни в чем, как говоришь, не виноват. А может быть, что и виноват, ибо очень трудно живущим в обществе не оскорбить как-нибудь друг друга. Друг пред другом согрешаем, друг друга и прощать должны.

Кто-то воздыхает: я, мол, ему добро делал, а он мне злом за добро воздал. Правда, тяжко, когда воздают злом за добро, но кто более доб­ра нам делает, как не Бог? Однако же, не взирая на это, неистово согрешаем пред Ним. Размы­шляя об этом, покрой лицо твое и скажи сер­дечно: согрешил, Господи, помилуй мя! Про­щаю я ближнему моему, прости и мне, непо­требному рабу Твоему, который пред Тобою, Создателем и Благодетелем моим, согрешил.

Кто-то ропщет: я, мол, уже много от него претерпел. – Вспомни, сколько ты от юности пред Богом согрешал, но терпел тебя Господь. Что было бы, если бы Бог по правде Своей поступил с тобой? Давно бы душа твоя сошла во ад. Поскольку же Бог долго терпел тебя и по милости Своей поступал с тобой, так и ты с ближним своим поступай.

Ты говоришь: знаю, мол, я, что Бог с нами милостиво поступает, но я человек немощ­ный, не могу так делать. Не говори, что не мо­жешь, но сознайся, что не хочешь: по водам ходить не можешь, а простить – какая труд­ность? Что же? Хочешь гнев свой исполнять и ближнему своему мстить? Это не немощь, а злоба. Но вспомни, что христианам повелева­ется: Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф 5:1).

Говоришь: если, мол, я ему прощу, то он еще мне зло сделает? – Это неизвестно. Но даже если и будет зло делать, пусть, что хочет, делает, а ты делай свое, что тебе поведено и для твоего спасения нужно. Если он не испра­вится, то воспримет по делам своим: Обижа­ющий пусть еще обижает (Откр 22:11).Говоришь: он, мол, меня тяжко оскорбил? Никакое оскорбление не может быть тяжелее того, которое Христу, Спасителю твоему, было нанесено, ибо Его не только обесславили, об­ругали, осмеяли, оплевали, ударяли, бичевали, связали, но и терновым венцом увенчали, и ко кресту пригвоздили, и мимо Пригвожденного проходя, хулили, и умертвили. Кого? Сына Божия и Господа славы. Что ты против такого великого Лица, и что твое оскорбление про­тив Него? Как ничто. На тебя еще не плюют, тебя еще по щекам не бьют, тернием не венча­ют, и прочее. Все Христос Господь с великой кротостью и долготерпением претерпел. За кого? За меня и тебя, непотребных рабов Сво­их. И не только претерпел, но и за врагов Сво­их молился: Отче, прости им (Лук 23:31). В это зеркало терпения смотри и рассуждай, и без сомнения, всякое оскорбление отпустишь ближнему твоему.Говоришь: если, мол, буду прощать, то лю­ди надо мной будут смеяться? Как для нечес­тивых благочестие, так и для любителей мира сего христианское житие и евангельский нрав есть соблазн и безумие, но пред Богом – пре­мудрость. Ты поступай, как учит Евангелие, а не как люди говорят. Пусть смеющиеся сме­ются, – после горько восплачут, но будет уже поздно. Сама совесть обличит их.Возлюбленный христианин! О важном деле здесь говорится, в котором или вечное спасение, или вечная погибель состоит. О прощении грехов говорим мы, о котором каждый день к Богу воздыхаем, но воздыха­ние и даже слезы нам бесполезны, если ближ­ним нашим не оставляем согрешений. Ибо в этом лукавство и неправда сердца человечес­кого кроется. Хочет человек милость у Бога получить, но сам не хочет подобному себе ми­лость сделать. Хочет, чтобы Бог простил ему грехи, но сам простить не хочет. Видишь, как лукаво и неправо сердце такого человека?Но это ли только повелено нам, христиа­нин? Нам сказано Господом нашим: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф 5:44). Не достаточно христианину любящих себя лю­бить, ибо это и язычники делают, которые ис­тинного Бога не знают и Христа не принима­ют. Так говорит Господь: Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари ? И если вы приветствуете только друзей ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники (Мф 5:46-47)? Христианам должно превосходить язычников в любви, и превосходство и совер­шенство (своей веры) на себе показывать. По­скольку христиане святым Крещением воз­рождены и обновлены для вечной жизни и но­вой святой жизни, то не только друзей, но и врагов своих им должно любить. Ибо из этого истинная христианская душа познается. Так и Отец Небесный делает: повелевает солнцу Сво­ему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45). Ему христиане, как чада отцу, должны подра­жать, по увещанию апостольскому: Подра­жайте Богу, как чада возлюбленные (Еф 5:1).Знаю, что мне возразят: невозможно, мол, любить врагов и делать им добро. Неправда. Возможно было Давиду, который плакал о по­гибших врагах своих – Сауле и Авессаломе (2 Цар 1:17). Ибо плач о погибели врагов – это явный знак любви к врагам. Возможно было святому Стефану, который за врагов своих, побивающих его камнями, молился: Господи! Не вмени им греха сего (Деян 7:60). Возможно было и всем святым. Потому возможно и те­бе. Ты человек, и они людьми были. Ты немо­щен, и они такую же немощь имели.Дети, обучающиеся чтению, сначала учат буквы, потом учатся по складам читать, а да­лее и книги читать научатся. Так должно и христианам в христианском учении посту­пать. Сперва должно научиться добром за до­бро воздавать, то есть иметь благодарность; потом злом за зло не воздавать, досаждением за досаждение, обидой за обиду, и не мстить ни словом, ни делом обидевшему; а далее и врагов любить, и добро творить ненавидя­щим, и добром за зло воздавать. Это и есть лестница, по которой христиане восходят к совершенству, которое состоит в любви ко врагам.