Собрание сочинений, том 5

Что же, христианин, если тебе повелено врагов любить и добро ненавидящим творить, повелено Тем, Который создал тебя, а когда ты погиб, Кровью и смертью Своей искупил, Тем, Кто и смерть и жизнь твою в руке Своей держит, – восхочешь ли и будешь ли прощать оскорбившему тебя? Если бы тебе повелел земной царь не только ближнему твоему оби­ды его простить, но еще и послужить ему, а в противном случае смертью умереть, – что бы ты лучше избрал: умереть или простить и по­служить ближнему твоему? Думаю, что ты лучше бы восхотел простить и послужить ближнему твоему, нежели умереть. Царь Не­бесный повелевает не только прощать оскорб­ляющим, но и врагов любить, и добро творить ненавидящим. Иначе вечная смерть последует тем, которые повеления Царя Небесного не слушают. Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!– войдет в царство небесное, но испол­няющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:21).

Истинная добродетель состоит в победе над самим собой, в том, чтобы делать не то, что растленное естество хочет, но что святая воля Божия хочет; покорять свою волю воле Божией, и побеждать зло добром; побеждать гордость смирением, гнев кротостью и тер­пением, ненависть любовью. Это и есть хри­стианская победа, и она славнее, нежели по­беждать народы. Этого требует от нас Бог: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим 12:21).

Гнев, если в начале не укротится, обраща­ется в злобу. Злоба, как в историях читаем и ныне видим, причиняет великие беды и напа­сти, как самим злобствующим, так и тем, на которых злоба бывает. Ибо такими людьми дьявол, дух злобы, обладает, и ведет их, куда хочет, и делает через них, что хочет. Поэтому сказано апостолом: Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давай­те места диаволу (Еф 4:26-27).

Берегись же, христианин, гнев держать на ближнего твоего, чтобы не обратился в злобу, и так бы ты себя и ближнего своего не погу­бил, но вскоре укрощай гнев и разбивай его (о камень), как беззаконного младенца, пока мал, чтобы не вырос и не погубил тебя самого (Пс 136:9). Апостол святой всех христиан уве­щевает и молит к согласию и миру, и сильные к тому доводы полагает, говоря: Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы при­званы, со всяким смиренномудрием и кротос­тью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и при­званы к одной надежде вашего звания; один Гос­подь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф 4:1-6). И еще: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не уви­дит Господа (Евр 12:14).

Рассуждай, христианин, как нужен и не­обходим мир и согласие христианам. Потому написано о первых христианах: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян 4:32). О, любезное содружество и предорогое братство, когда у многих сердце и душа едина! Ясно, что они единым духом Не­бесного своего Отца водимы были. Ибо, где мир, согласие и единодушие, там Бог мира. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим 8:14). Насколько же хорошо и прекрасно иметь между собой мир и согла­сие, святой пророк воспел в особом, цели­ком этому посвященном, псалме: Вот, что хорошо и что прекрасно, – жить братьям вместе (Пс 132:1), – и далее: ибо там запо­ведал Господь благословение и жизнь до века (Пс 132:3).

Примечай христианин:

1) Все друг другу – ближние: начальники и их подчиненные, пастыри и их люди, родители и их дети, мужья и их жены, господа и их крестьяне, продающие и покупающие, и всякий человек другому человеку. Я тебе, а ты мне ближний. Потому каждый христианин должен другому воздавать то, чего требует сам Бог, и вера в Него, и любовь, и должность христианская, и закон Божий написанный, и сама совесть. Ибо все это к одному сводится, и к одной цели, то есть к нашему блаженству, стремится.

2) Если христианин не воздает своему ближнему того, что должен, тогда пред ближним своим согрешает. Согрешая же пред ближним своим, согрешает и пред Богом, поскольку заповедь Божию нарушает.3) Человек, согрешая пред ближним своим, более вредит себе, нежели ему. Ему телесно вредит, себе же душу повреждает. Ему телесную и временную беду делает, а своей душе вечную. Его лишает телесного и видимого добра, а свою душу невидимого добра лишает. Его прельщает и обманывает, но сам дьяволом уже прельщен и обманут. Над ним смеется, или ругает, или клевещет на него, но себя уже отдал посмеянию, поруганию и клевете дьявольской и прочее.Происходит же это потому, что он вечный и неизменный закон Божий нарушает, и так, согрешая пред ближним, пред самим Богом – Законодателем согрешает, о чем дьявол, как враг христианский, старается и радуется. Ибо о том у него все старание, чтобы христианина в грех ввергнуть, и так Бога оскорбить, и согрешившего погубить, и над ним посмеяться. Смотри, христианин, куда ведет тебя согрешение к ближнему твоему. Пчела, ужалив другого, как говорят, сама погибает. Так и человек, другому вред причиняя, сам себе больше вредит, нежели ему. Берегись же, человек, зло и обиды причинять ближнему твоему, чтобы самому в большее зло не впасть.4) Совесть с законом Божиим сходна, как видим. Что закон Божий возбраняет, то возбраняет и совесть. За что закон Божий обличает, за то обличает и совесть. Устрашает закон Божий грешника судом Божиим, слышит то же грешник и в своей совести. Показывает и хвалит закон невинность невинного человека, то же он чувствует и в совести своей. Согрешая же против совести, человек согрешает и против закона Божия, а поступая согласно и сходно совести своей, поступает согласно и сходно закону Божию. Поступай же, христианин, так, как совесть христианская требует, и будешь согласно закону Божию жить. И поэтому люди доброго человека называют совестливым, а злого – бессовестным.5) Совести и закону Божию сходно правило: «Чего себе не хочешь, того не делай и ближнему». Этого правила держись, христианин, и не погрешишь в обхождении с ближним твоим. Что возбраняет сие правило, то возбраняет совесть и закон Божий. Не хочешь, чтобы кто-либо тебя обидел, здоровье и жизнь у тебя отнял, что-нибудь у тебя похитил и украл; не хочешь, чтобы тебя обманул в чем-нибудь; не хочешь, чтобы продал тебе худую вещь за добрую, одну за другую, гнилую за хорошую, дешевую за дорогую; не хочешь, чтобы кто-то тебя оклеветал, осудил, обругал, обесчестил, и прочее, – и сам не делай этого ближнему твоему. Ты не хочешь всего этого себе, – не хочет и он. Все это для тебя зло, – зло и для ближнего твоего. Когда ближний твой делает тебе то, чего ты себе не хочешь, – зло тебе делает, но когда и ты ближнему твоему делаешь то, чего он себе не хочет, – зло ему делаешь.Если же грешишь против этого правила: чего себе не хочешь, и прочее, – грешишь и против совести и закона Божия, и так облича­ешься совестью и законом Божиим как зако­нопреступник. Напротив того, хочешь, чтобы ближний твой в нужде твоей помог тебе, го­лодного напитал, жаждущего напоил, нагого одел, странствующего в дом принял и успоко­ил, и прочее, – хочет и он, чтобы ты помогал ему в нужде его. Делай же для него то, чего се­бе хочешь. Этого требует совесть и закон Бо­жий. Именно об этом говорит Господь: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф 7:12). Не делаешь того ближнему своему, чего себе хочешь, – гре­шишь против совести и закона Божия. Дер­жись же, христианин, и этого правила: «Чего себе хочешь, делай и для ближнего твоего», – и будешь согласно совести и закону Божию поступать.6) Кто против совести поступает, тот упор­но и с умыслом против закона Божия грешит, и потому тяжко грешит. Ибо не хочет свою волю закону Божию покорить, поэтому тако­вой – не истинный христианин, а ложный. Ибо истинный христианин не хочет ни в чем против совести согрешить, но старается со­хранить совесть чистой от греха, и предпочи­тает лучше умереть, нежели против совести согрешить и ее уязвить. Да отступит же от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим 2:19).