Собрание сочинений, том 5

О блаженство! О достоинство! О благород­ство души христианской! Любезное, Безна­чальное, Бесконечное, Преблагое и несозданное Естество – Бог – лучше изволяет жить в святой христианской душе, чем на небе или в ином каком храме. О, Преблагий и любезный Боже, Творче и Создателю наш! Прииди и по­сети озлобленныя души наша, души, по обра­зу и подобию Твоему Тобою сотворенныя!

4) Истинные христиане – это духовные члены пренебесной Главы – Христа, Царя царствующих и Господа господствующих. Об этом говорит апостол: Мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф 5:30). Святые христианские души, возведите очи ваши и посмотрите, где ваша Глава сидит? Одесную Бога, во славе Отчей. Кем почитается и по­клоняется? Ангелами и Архангелами, и всеми небесными Силами и всеми тварями. И Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого име­ни, дабы пред именем Иисуса преклонилось вся­кое колено небесных, земных и преисподних (Флп 2:9-10). Вы духовные члены этой пре­вознесенной Главы. Прославляется Глава, к славе ее и члены ее приобщаются. Вот слава истинных христиан, вот их благородство и до­стоинство! Они – духовные члены превозне­сенной Главы – Иисуса Христа.

5) Души истинных христиан обручены, как невесты, с Бессмертным Женихом Иисусом Христом. Об этом свидетельствует апостол: обручил вас, христиане, единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор 11:2). Тайна эта велика. Прославлен жених – к славе его приобщается и невеста его. Что прославленнее и благороднее Иисуса, Сына Божия? Что благороднее и дороже и души христианской, Ему в невесту обрученной?

6) Истинные христиане – наследники Бо­жии, сонаследники же Христу (Рим 8:17), им принадлежат вечное и небесное царство и все блага: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что пригото­вил Бог любящим Его (1 Кор 2:9).

Все эти и другие имена и титулы истинных христиан, которые приписывает им Дух Свя­той. Итак, видите славу и благородство хрис­тианское. Вся слава мира сего пред этим как гной и мертвечина. Познайте же, что нет ни­кого благороднее и славнее истинного хрис­тианина. Это благородство и славу заслужил нам Иисус Христос, Сын Божий, Своим стра­данием и смертью, подает их Небесный Его Отец, совершает Дух Святой, получает их ис­тинное покаяние, сопряженное с верой. Это благородство и слава здесь, в мире сем, при­обретается или погубляется. Приобретается истинным покаянием и верой, а погубялется нераскаянием и неверием.

О вы, ищущие суетной славы мира сего, хвалящиеся и превозносящиеся своим бла­городством, своими именами и титулами! Обратите внутренние ваши очи на славу и благородство христианское, и его поищите, чтобы быть истинно благородными и славны­ми! Слава истинных христиан ныне не видна, а только верою постигается и познается. От­кроется она в откровении чад Божиих. Воз­любленные, – говорит апостол, – мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем по­добны Ему (1 Ин 3:2). Тогда праведники воссия­ют, как солнце, в царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит (Мф 13:43)! Аминь.

Слово девятнадцатое. О грехе

Невозможно в достаточной мере оплакать растления и окаянства, последовавшего в че­ловеческом естестве после падения. Нет ни­чего более вредного для человека, чем грех, но и ни к чему так не склонен человек, как ко греху, – человек, говорю, разумное Божие со­здание, особым Божиим советом: сотворим человека (Быт 1:26), созданное, по образу Божиему и по подобию сотворенное.О, как сильно заразил нас, о, человеки, су­постат наш! Как смертельным своим ядом по­вредил змей этот чистое и непорочное естество наше! Ко всякому греху неудержимо стремит­ся человек. Это наше бедствие и окаянство оплакивает пророк: Человек, будучи в чести, не уразумел сего, сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им (Пс 48:13). Действи­тельно, человек сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им. Те страсти, которые есть в скотах, видны в человеке. Гор­дится и надмевается скот, то же видим и в че­ловеке. Гневается и злится скот – гневается и злится человек. Завидует скот – завидует и человек. Дерется скот со скотом – дерется и человек с человеком. Похищает скот – похи­щает и человек. Обжирается скот – обжира­ется и человек. Творит волю похоти скот – творит волю похоти и человек, и т.д. И что горше всего: все те страсти, которые отдельно в каждом животном имеются, в одном челове­ке обретаются. Он горд и кичлив, он гневлив и злобен, он завистлив, он похотлив и при­хотлив, он обжорлив, он чужого добра желает, и прочее.О любезное Божие создание! Где твоя пре­красная красота, образ Божий и подобие? Где твоя святость, непорочность и правда? И че­ловек, будучи в чести, не уразумел этого, срав­нялся со скотами несмысленными и уподобился им. Ужасно описывает и нашим внутренним очам представляет человека святой апостол, – человека, который Божией благодатью не обновлен: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все соврати­лись с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Но­ги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их (Рим 3:10-18).Но посмотрим, сколь великое зло – грех, хотя его и любит человек, и так удобнее укло­нимся от греха.О, воистину непостижимое зло есть грех, ибо им непостижимое величество Божие оскорбляется!