Собрание сочинений, том 5

Письмо второе

Истинно и праведно ты отвечаешь: вели­кое человеколюбие Божие то, что Он Сам пришел взыскать и спасти (Мф 18:11) челове­ка. Здесь можем праведно возгласить извест­ное слово Псаломника: Господи, что такое че­ловек, что Ты открылся ему, или сын человечес­кий, что Ты помышляешь о нем (Пс 143:3)?

Дивное создание Божие – человек! Создан не так, как прочие вещи. О всех вещах написа­но: сказал Бог, – и было; повелел, и – создалось (Пс 32:9). О человеке не так, но что? Сотворим человека. Так триипостасный Бог советовал; как бы некое великое дело намереваясь сотво­рить, Бог говорил: сотворим человека. Какого человека? По образу Нашему и по подобию со­творим (Быт 1:26). Великой и высокой честью почтен был человек Создателем своим при со­здании, так что выше и быть не может. Все тва­ри – свидетели всемогущества и премудрости Божией, но человек, кроме того, образом Божиим почтен и особенным советом Его сотво­рен. Познаем, брат, первобытное наше благо­родство, достоинство и преимущество.

Когда сие дивное создание Божие из-за лукавства змеиного и своего преслушания обесчестилось и погибло, – чего оплакать не можем, – благость Божия снова явилась на нем, снова почтила его чудесно, снова пре­вознесла его. Как? Сам Бог, Создатель его, пришел взыскать и спасти его. Не послал Ан­гела, или Архангела, но Сам вступил в дело сие, Сам в плоть человеческую облекся, и на земле пожил, и пострадал, и умер за человека. Видишь благость Божию, видишь и достоин­ство человека. Сам Бог ради него, погибшего, пришел, так что чем более обесчестился чело­век по хитрости змеиной, тем еще более по­чтен и превознесен Создателем своим.

Слава Богу, благоволившему так! Слава Богу, пришедшему спасти нас! Да будет слава Господня вовеки!

Поклонимся Богу, пришедшему спасти нас грешных, и истинной верой и благодар­ным сердцем почтим Его: обратимся от твари к Творцу нашему и от суетного мира к Богу нашему, и возлюбим Его, и поищем Его, и по­служим Ему чистым сердцем, дабы не явить­ся неблагодарными.

Спасайся.

Письмо третьеК непостижимому человеколюбию Сына Божия и к высокой чести рода человеческого еще и то надлежит, что апостол написал: не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово (Евр 2:16). То есть Сын Божий, же­лая нас спасти, сотворился плоть от плоти на­шей и кость от костей наших, уподобился нам во всем, кроме греха; Сын Божий стал сыном человеческим, и Бог неизменяемый человеком. Потому видим в Его святом Евангелии, что Он Себя Сыном человеческим неоднократно на­зывал, из любви к нам и по смирению, по при­чине которых не стыдится братиею называть людей, говоря: Возвещу имя Твое братиям Мо­им (Евр 2:11, 12). Поэтому и Бога, Отца Свое­го Небесного, соделал нашим Отцом и Отцом Его нарицать повелел, говоря: Так молитесь: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф 6:9). И по воскресении говорил ученикам: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17).Слава Богу, так высоко почтившему нас, недостойных! Слава Сыну Божию, уподобив­шемуся нам – ради нас! Почтим же и мы поч­тившего нас Господа, дабы и вечной от Него чести сподобиться благодатью Его.Спасайся.Письмо четвертое