Собрание сочинений, том 5
Он говорит о Себе: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин 8:12). И еще: Я Свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин 12:46). И еще: Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы, и прочее (Ин 3:19). К этому Свету приступили апостолы и в след Его пошли, пошли святители, мученики, преподобные и все святые, и просветились, и ныне сияют, как светила во царствии Его.
Приступим и мы к Нему, и просветимся, и лица наши не постыдятся (Пс 33:6). Любовь к миру и грех есть тьма, – отвратимся от тьмы и обратимся к Свету этому, и возлюбим его, и прилепимся ему, и пойдем в след его, и не будем ходить во тьме, но будем иметь Свет жизненный. Всякий, удаляющийся от света, во тьме ходит, а приходящий к свету во тьме не пребудет. Свет есть Христос, и ходящий в след Христа не будет ходить во тьме; а не ходящий во след Его непременно во тьме будет и будет заблуждаться.
Рассуждай об этом.
Спасайся.
Письмо пятьдесят третье
Спрашиваешь ты: что значит в след Христа ходить? Христос ныне одесную Бога Отца сидит, – как же можем в след Его ходить?
Ответ:1) Непременно все христиане должны в след Христа идти, как овцы в след Пастыря своего, как рабы в след Господа своего, как ученики в след Учителя своего, как воины в след Вождя и Царя своего, как члены духовные в след Главы своей. Надо им здесь соединенными быть со Христом, дабы и в будущем веке с Ним вместе быть сподобились. Кто здесь отлучится от Христа, тот и там не будет с Ним.2) В след Христа ходить не ногами, но сердцем должно, то есть идти путем тесным и крестным, ибо это есть путь Христов. Он этим путем шел и нам пример показал, как апостол его учит: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр 2:21). Христос поучает нас словом и житием Своим смирению, терпению, кротости, любви и прочим прекрасным добродетелям. Будем же последовать Христу, то есть от Него будем учиться – смиряться, терпеть, кроткими быть, любить и прочее добро делать. Так последовали Христу все святые, и привел их в небесное отечество. Этим путем смирения и нам идти должно, если хотим в ту страну прийти, чего как себе, так и тебе от сердца желаю.Спасайся.Письмо пятьдесят четвертоеНапоследок представляю тебе, что Бог наш есть бестелесный и невещественный, и потому Он есть Дух наичистейший.Так о Нем свидетельствует Писание Святое: Бог есть Дух (Ин 4:24). Что Святое Писание говорит о Нем как об имеющем телесные члены, то не собственно Ему приписывает, но по снисхождению к немощи и слабости понятия нашего (так говорит), поскольку мы иначе не можем понять действий Его, силою Его совершаемых. Так руки, Ему приписываемые, означают всемогущую силу Его, очи – всеведение Его, уши – всего слышание, так как от Него ни слово, ни дело, ни помышление наше сердечное не утаится. И как про всех людей, так и про всякого человека, что делал, говорил, мыслил, и для чего делал то, и что делает, говорит и мыслит, и для чего, и что будет делать, говорить, мыслить, и для чего, – все Ему совершенно явно. Он не имеет рук, но все единым хотением и повелением делает, что хочет; не имеет очей, но все и в сокровенных местах, и в глубине сердца делаемое наблюдает и видит; не имеет ушей, но всякое слово, глас, пение худое и доброе слышит. Рассуждай об этом и берегись делать, говорить и мыслить того, что Ему противно.От познания духовной сущности Бога последует то, что человек будет Его почитать не веществом, не золотом, не серебром, и не другими материалами, не разбором пищи и одеяния, и не одними только видимыми церемониями, но духом, то есть страхом, любовью, смирением, терпением, покорением воли своей воле Его, и прочими делами, Им заповеданными. Ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Ев 13:16).Дух духом почитается. Богу всякая наружность и вещество неприятно без внутреннего духа, поэтому говорит Господь: Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин 4:23-24). Почтим же Бога как Духа духом, сотворим волю Его и заповеди Его, за грехи наши – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное принесем. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50:19).Все старание христианину надобно в том полагать, чтобы душу свою исправить. Ибо Бог к душе нашей говорит, а не к телу. Тело – это орудие души, через которое она действует. Язык говорит, очи смотрят, руки делают, что душа замышляет и хочет. Если душа исправной будет, то и дела внешние будут исправными. Без душевного изволения члены телесные не действуют. Исправим же душу нашу, как дух, в покорение и послушание Богу, тогда и внешние дела наши исправными будут, и так будем Бога нашего духом и истиной почитать.Спасайся.Письмо пятьдесят пятое