Собрание сочинений, том 5
Вкратце предложил тебе, по разуму моему, о свойствах Божиих и о том, что следует от их познания. Видишь, что значит познать Бога! Познание свойств Божиих, насколько можем их познать, приводят нас в познание Его, но приводят с помощью Его и просвещением, как и свойства Его познаем и ими просвещаемся только с помощью света Его.
Все христиане хвалятся знанием Бога, но, по апостольскому учению, мало кто знает Его, – только тот, кто заповеди Его соблюдает: А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины (1 Ин 2:3-4). Многие и проповедуют Бога, и учат о Боге, но нравами и житием иное показывают. Божие истинное познание вводит с собой непременно исправление внутреннего состояния и от того внешнее непорочное житие.
Кто, ощутив сердцем Божие всемогущество, которое все из ничего творит, не убоится Его и не смирится пред Ним? Кто, познав Божие вездесущие, не воздаст Ему, как вездесущему, достойного почтения и дерзнет пред Ним грешить? Пред царем – человеком не дерзает бесчинствовать; пред Богом ли, Царем всемогущим и страшным, дерзнет? Никогда. Будет трепетать непременно, и, как гвоздями пригвожден, будет недвижим ко всякому злу. Кто всеведение Его и правду Его зная, не убоится суда Его праведного и не подвигнется к истинному покаянию?
Возьми и прочие Его свойства в рассуждение и увидишь, что от их познания последует истинное покаяние, благочестие и богопочитание. Невозможно, Бога познав, не почитать Его. Бога знать и не почитать Его от сердца – противоречие включает. Это так истинно и достоверно, как и то истинно, что, познав высочайшее добро, невозможно его не любить. Ибо все от природы стремятся к добру, и желают и любят добро, и хотя многие любят зло, но под видом добра любят. Зло как зло любимо быть не может, но всякий от него убегает.
Потому чем больше человек Бога познает, тем больше почитает Его; и тем больше познает, чем больше рассуждает о Божественных Его свойствах и в святом слове Его поучается. Однако же всегда должно в уме держать и помнить, что Бога без Бога познать не можем. Поэтому надо Ему молиться, чтобы Сам нас просветил своим познанием, чего и себе и тебе усердно желаю.
Спасайся.
Письмо пятьдесят шестоеНыне поклонимся Царю Небесному, Который ради нас на земле явился, и подивимся благости Божией, которую на нас преизобильно излил, и послал к нам Единородного Сына Своего благословить нас и благовестить святое Свое Евангелие. Ты о чем слышишь или от Святого Писания, или от церковных песней, предлагай мне, а я с помощью Божией, как научился от Святого Писания, и Святой Церкви, и учителей церковных, буду тебе отвечать. Только предлагай то, что не выше силы моей, но что и моей и твоей душе созидание принесет, и от чего можем утешение в нужном случае получить.Спасайся.Письмо пятьдесят седьмоеВопрошаешь про Евангелие, что слово сие значит?Ответ. Евангелие – это слово греческое, и означает весть добрую, благоприятную и утешительную. Евангелие Иисуса Христа открывает нам, что Он от Отца Небесного в мир этот послан грешников спасти, и взыскать и спасти погибшее, как Он Сам в Своем Евангелии учит: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк 19:10). То же и апостол Его благовествует нам: Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим 1:15). Слава пославшему Отцу, слава и Сыну, пришедшему спасти грешников.