Моя жизнь во Христе

1605. У каждого отнимите из вещей видимых — то, что он любит больше всего: попросите или отнимите у сребролюбивого деньги, у любящего пресыщение сладкую пищу, у честолюбивого и гордого некоторые его преимущества, назовите его недобрым именем, — и увидите, что составляет упование каждого, какое у кого сокровище, какая страсть! О, с какими постыдными страстями приходится иногда встречаться! Иногда человек привязывается нечистою любовью к человеку другого пола, дышит, питается им, так сказать. О, постыдная надежда! О, мерзкое сердце, отступившее от Господа! О, человек, утвердивший плотскую, слабую мышцу свою на подобном себе ничтожном человеке! Я покажу, кого тебе надо любить! — Отягчающие сердца ваши объедением и пиянством! покажу вам, кто должен наполнять сердца ваши! — Сребролюбивый! покажу, у кого купить сребро разжженное; страстный до развлечений, до почестей — ищи почести горнего звания, до нарядов — в одеяние бело (правды) да облечешися [Апок. 3, 18:, ср. Пс. 131, 9]. — Грехи, противные упованию: отчаяние, уныние, самомнение.

1606. Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающий за нарушение их, — и что Он неизменяем.

1607. Душа называется у св. пророка Давида оком (смятеся око мое [Пс. 6, 8, 30, 10]), слухом, языком, рукою, ногою или стопами (не даждь во смятение ноги твоея [Пс. 120, 3]; возрадуется язык мой правде Твоей [Пс. 50, 16]). — Око души не смежается и ночью.

1608. Плени меня, Владыко, в сладкий плен Духа Твоего Святого, да, яко потоки югом [Пс. 125, 4] потекут слова мои в Славу Твою и во спасение людей Твоих. Даруй мне это сладкое и могущественное внутреннее побуждение излагать свободно на хартии полноту духовных видений и чувств. Да будет язык мой тростию книжника скорописца [Пс. 44, 2] — Духа Всесвятого.

1609. Прочувствованная нищета, плач о существовании зла, жажда спасения находятся во всякой душе прямой и смиренной.

1610. Колокольный звон -зов на беседу с Богом, детей с Отцом, зов на явку пред Него.

1611. Что мы любим больше всего на свете? Жизнь и здоровье. Кто наша жизнь и здоровье? Иисус Христос. Поэтому, если хочешь быть жив, и вечно жив и блажен, — веруй в Иисуса Христа и угождай Ему, живя по Евангелию Его.

1612. Любовь — Бог. Если Бога любишь, Бог в тебе пребывает, и ты в Боге [ср. 1 Иоан. 4, 16]. Злоба — диавол. На мгновение озлобишься на ближнего — и бес в тебе, зайдет иголкой и постарается сделаться в тебе горой, — так он расширяется и так он тяжел! Итак, люби постоянно Бога и ближнего. Не допускай до сердца своего злобы ни на мгновение, считая ее бесовскою мечтою. — Аминь.1613. Любовь долготерпит и милосердствует [1 Кор. 13, 4], а злоба нетерпелива, скора ко гневу и взыскательна. Злоба тороплива ко взысканию, а любовь скора к снисхождению и прощению. Любовь смотрит на свои недостатки и неохотно их замечает в других, злоба зорка на малейшие недостатки ближнего и слепа для своих великих недостатков. В ближнем видим сучок, у себя не видим бревна, и это часто и пречасто, несмотря на внутренние вразумления от Бога.1614. Злобы как огня бойся; ни из-за какого благовидного предлога, тем более из-за чего либо тебе неприятного, не допускай ее до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как любовию вся терпящею, и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью. Под маскою попечения о нищих Иуда, скрывая злобу свою на Господа своего, предал Его за 30 сребреников. Помни, что враг неусыпно ищет твоей погибели и нападает на тебя тогда, когда ты менее всего ожидаешь его. Злоба его бесконечна. Не связывайся самолюбием и сластолюбием, да не удобно они пленят тебя.1615. Бог неистощим для людей в дарах Своих. Вот уж 7370 лет [писано в 1863 году] Он с избытком питает всех тварей. Везде видно довольство, радость, только жадные богачи слишком много загребают в свои руки и удерживают в своих сокровищницах дары Божии, которые могли бы продовольствовать с избытком сотни и тысячи бедных. — Человек! веруй твердо в неистощимость Божию в дарах Своих и раздробляй охотно алчущим хлеб твой [Исаии 58, 7]; чем больше будешь подавать, тем больше будет Бог посылать тебе. Таков Божий закон: в нюже меру мерить — возмерится тебе [ср. Мф. 7, 2].1616. Научись вспоминать и произносить имя Бог всегда с великою верою, благоговением, любовью и благодарным сердцем. Никогда не произноси его легкомысленно.1617. Говори и делай всякую правду без сомнений, смело, твердо, решительно. Избегай сомнений, робости, вялости и нерешительности. Не даде бо нам Бог духа боязни, но силы и любве [2 Тим. 1, 7; ср. Рим. 8. 15]. Господь наш есть Господь сил.1618. Дыши верою (несомненностью в Божией истине), упованием на Бога и любовью к Богу и ближнему. А как этому помочь? Неверием в прочность всего земного; неупованием на земные блага — пищу, питье, деньги, богатство, земные связи; нелюбовью, равнодушием ко всему земному, тленному. Ни к чему не прилепляться сердцем, ни к чему не иметь пристрастия. Горняя мудрствуете, а не земная [Кол. 3, 2].