Дневник, том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней.

«Говорят: мы скоро устаем молиться. Отчего? Оттого, что не представляете пред собою живо Господа… а смотрите на Него непрестанно сердечными очами, и тогда и ночь целую простоите на молитве — и не устанете. Что я говорю: ночь? — Три дня и три ночи простоите — и не устанете».

Отец Иоанн неоднократно благодарит Божию Матерь за помощь по молитве к Ней: «Дивна Ты, Преблагосердая Владычице, в милостях Своих. Се, я ношу образок иконы Твоей Тихвинской на груди своей… и премудрость Божия льется, как река, с языка моего… Владычице и Госпоже моей Пресвятой Богородице восписую благодарственная я, многогрешный: сегодня два раза по молитве моей избавила Она сердце мог… Возвел я два раза к Ней очи сердца… и избавила Она меня от сомнения моего…»

Отец Иоанн записывает свои размышления о Святых Дарах и причащении: «Приступающие к таинствам покаяния и причащения должны помнить, что тут — тайна Божия, и не должны любопытствовать и совопросничать внутренно, тем менее — сомневаться…» Необходима сердечная вера, что «« самомалейшей частице Святых Христовых Тайн — весь Христос».

«Бога и душу свою, как образ Божий, равно и душу брата, как образ Всетворца Бога, ставь безмерно выше всего. Поступая так, угодишь Сотворившему тебя и будешь на земле влажен», — записывает отец Иоанн свои мысли о человеческой душе. Много размышляет он и о любви к ближнему, об отношении к скорбям, о вере христианской и значении Церкви: «Слово Господа так твердо и неизменно, что им держится весь мир — видимый и невидимый — мир Ангельский и человеческий. Потому и слово Евангелия так твердо… Все, что сказал Господь в Евангелии, так истинно и так твердо, что небо и земля скорее могут прейти и исчезнуть, чем слова Господни, сказанные в Евангелии… Богослужение Православной Церкви, таинства и все молитвы — путь жизни духовной, которым прошли и спаслись святые Божии и которые [то есть Богослужение, таинства…] и теперь оказываются путем жизни для всех верных… Слава вере христианской — православной! Истинный плод ее всегда был и есть единение верующих между собой через любовь и общение благ духовных и вещественных… Истинное христианство и на земле водворяет благополучие, потому что оно смотрит на христиан как на одно великое тело…»

Отец Иоанн пишет о необходимости блюсти чистоту веры, его волнует раскол в христианской Церкви: «Церковь —и это как бы зеленеющее дерево с листьями и плодами: а раскол — это сухая ветвь, отломившаяся от дерева…»

В дневниковой тетради много заготовок для проповеди, советов, обращенных к священнику, много ссылок на собственный опыт: «Когда готовишь проповедь, имей высокое уважение к ней, как к Господню живому семени… чем проще и сердечнее, тем она лучше… помни, что с тобою Господь и Он устами твоими говорит».

Мы встречаем на страницах дневника отца Иоанна оценку состояния современной ему науки наряду с размышлениями о мироздании:

«Идолам покланяются естествоведы, которые в природе не хотят видеть Бога, а одни неразумные силы, придавая им имя природы… Прогресс, ныне существующий, есть прогресс плотского, ветхого человека, прогресс плоти, не духа… Един Бог есть Сый: Он весь на всяком месте так, что Его присутствия не вытесняет ни один малейший атом вещества, но всякий атом вещества Он наполняет — почему и говорится об Нем, что Он везде есть и все наполняет, то есть всякое вещество — великое и малое».В дневнике отца Иоанна Кронштадтского преобладают записи, носящие духовный характер, но нередко встречаются и записи, приоткрывающие жизнь души самого Батюшки: «Христос — моя жизнь, а без Него все — скорбь и крушение духа. Да буду же я каждую минуту со Христом… Я раб Божий: потому кто законы Бога моего в мыслях моих и в сердце моем написаны, и я присно работаю Ему исполнением Его законов и, если не исполняю, мучусь, а если работаю, мне Господь мой платит за это миром, жизнию сердца… Я — орудие или орган Бога моего; Его мысль в уме моем; Его слово в устах моих; Его весь телесный состав мой. — Да буду же я убежден в этом каждую минуту, да даст Господь твердую руку сердцу моему».Все мысли записывались отцом Иоанном в его дневнике не с целью их публикации, как он сам об этом говорил, а исключительно для духовного назидания и были плодом его духовно–аскетической работы и вдохновением Божиим. Издание этих богодухновенных писаний имеет для нас неоценимое значение. Каждый читатель, ревнующий о своем спасении и прибегающий к ним, как к источнику живой воды, найдет в них то, что укрепит его веру, умудрит и утвердит его на пути к Богу.Игумен Петр (Пиголь)«Иже от не сущих вся приведый! От не сущих да будет прекрасным сущим книга сия. Аминь».Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Из дневника за 1860—1861 годы)Дневник 1860–1861 годов