ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

+ Сердечная вера в мир духовный — особенно в духовное, всепросвещающее и всеоживляющее Солнце — радует, живит душу, имеющую непорочную совесть. Вера должна доходить до сердечного зрения. Это значит, что душа должна стать как бы выше чувственности, выше телесного, мрачного естества своего и проникнуть собою — возможно чистым зрением сердца в мир духовный. Тут–то ей бывает хорошо; тут–то ее истинная жизнь, ее упокоение и радость. — Опыт.

+ Воображение и представление есть зрение сердца или души, созидающей или воспроизводящей известный предмет: оттого оно быстро, мгновенно; носит характер духовный. Это — дагерротип или фотография, делаемая душою с известного предмета. Рассудок — живописец, снимающий с этой фотографии.

Допустив, что сердце — душа, понимаешь, почему такое высокое, важное значение имеют мир, радость, широта сердца, вера, надежда, любовь. Мир оставляю вам, мир Мои даю вам (Ин. 14, 27). Возрадуется сердце ваше (Ин. 16, 22).

NB. Страсти — рвутся в сердце и рвут сердце. И благодать Святого Духа обитает в сердце. Что отсюда?

Молитвы или Тайны доноси верою до сердца и затвори верою в сердце — не донесешь, пользы нет, а вред один. Чудное создание — сердце.

Лицемеры, лице небу и земли (геогносты) весте искушати: времсне же Божия како не искушае те? Что же и о себе не судите праведное? (Лк. 12, 56–57.)

Есть много ученых, которые, кажется, все знают, а не знают сами себя. И выходит — весь мир приобрящет, а душу свою отщетит (Мф. 16, 26). Кая же польза такому человеку во всех познаниях? Никакой. Астроном, юрист, агроном! Физик, математик, философ, ритор! Обратитесь прежде к познанию себя!

Действие духа злого в сердце — весьма ощутительно бывает при начале чтения Священного Писания, или творений святых отцов, или молитв при Богослужении общественном, при требах; во время домашней молитвы; тяжело, неохотно читаешь и, читая, не разумеешь сердцем; читаемое не вмещается в сердце, которое занято бывает духом мрака адского. Но скоро берет свою силу Слово Божие или писания отеческие, или молитвы и прогоняют духа злого, который, видя нашу твердость в деле, убегает от нас.Господи, аще хощеши, можеши мя очистити. И простер руку Иисус, коснуся ему, глаголя: хощу, очистися. И абие очистися ему проказа (Ср.: Мк. 1, 40–42). Вы, возлюбленные, этот прокаженный. Грехи ваши — проказа ваша. Мы–тο, прокаженные грехами, приходим часто (как согрешим) ко Христу и, кланяясь Ему на молитве, говорим Ему: Господи, аще хощеши, можеши мя очистити. И простирает к нам ежедневно Господь милостиво руку Свою, касается сердца нашего нечистого, зараженного проказою греха, и говорит нам: хочу, очиститесь. И тотчас же очищается проказа наша: мы это ясно ощущаем. Приходите же к Нему все, как этот прокаженный, и говорите Ему с верою: Господи, аще хощеши, можеши мя очистити.Господи, отрок мой лежит в дому разслаблен, люте стражда. И глагола лечу Иисус: Аз пришед изцелю его. И отвещав сотник, рече Ему: Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши: но токмо рцы слово, и изцелеет отрок мой (Мф. 8, 6 8). Душа наша — этот отрок: она лежит в дому тела [201] расслабленная и люте страдающая. Будем же говорить Господу: Господи! отрок мой…Токмо рцы слово, и изцелеет отрок мой… (Мф. 8, 8). Ответ: Иди, иякоже веровал ecu, буди тебе (Мф. 8, 13). Сколь сильна вера наша, столь великие и дары подает нам Бог; чем живее вера, тем большие исходатайствует она нам Божии дары: вся возможна верующему (Мк. 9, 23). — И изцеле отрок его в той час (Мф 8, 13). Так и душа наша исцеляется от грехов и страстей в то время, когда вера наша бывает самая твердая, искренняя, живая… Когда око души, очищенное и просветленное слезами, зрит Бога как Спасителя милосердого, спасающего нас от грехов наших. Душа Eiaina исцеляется в тот именно час, когда Господь речет нам слово: иди, и якоже веровал ecu, буди тебе.Теща Петрова лежаща и огнем жегома (Ср.: Мф. 8, 14) — это душа твоя, страстями поверженная и жегомая. Вот прикасается Господь руке ее: и оставляет ю огнь страстей, и востает она и служит Господу с свободным сердцем (Ср.: Мф. 8, 15–16).Вот Любовь, Которая взяла недуги наши и понесла болезни наши (Ср.: Мф. 8, 17).Много уходит, не в пример же того больше приходит. Так думать должны мы, если скупость смущать будет сердце, жадное к тленным стяжаниям.