ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

+ Если сердце поражено диаволом, я весь поражен, весь бессилен, мертв духовно; если сердце мое напоено благодатию Христовою, если Христос в сердце, всему моему существу легко, благо. Значит, сердце — душа наша. Как же я много должен ценить блага Христовы, блага мира и радости оДусе Святе, изливающиеся в мое сердце.

О, как славен во мне Христос Бог мой! Как дивен во мне Дух Животворящий, Дух Отца нашего Небесного!

Когда другие так или иначе сильно оскорбляют тебя и ты возмущаешься духом, скажи себе: Иисус Христос, Господь мой, не то претерпел, а гораздо больше. Мое терпение ничтожно, — и молись за врагов своих вместе со Спасителем: Господи! Отпусти им: не ведят бо что творят (Ср.: Лк. 23, 34).

Вот вы ходите в церковь и, по–видимому, молитесь Богу, иной посмотрит на вас и скажет: по всему вы вижу, аки благочестивые. Но не правда ли, что многие из вас не творят сердечной молитвы, а пришли в церковь только по привычке, по необходимости и молятся только наружно — устами? Вот внешность как иногда обманчива! Потому никак нельзя заключить из некоторых наружных типов о внутренних движениях души человека. Впрочем, легко при усиленном внимании заметить, кто молится только наружно и кто внутренно. Внутреннее выражается во внешнем и… [200]

NB. Омрачися неразумное их сердце… (Рим. 1, 21.) Сердцу приписывается разумение…

Теснота и неопрятность моей квартиры — достойное возмездие мне от Бога за утеснение мое во утробе моей и за нечистоту сердца моего. Некоторые святые подвижники намеренно жили в тесных и душных кельях или пещерах.

+ Добро нам зде быти (Лк. 9, 33). Вот характер нахождения с Богом — во время молитвы или по принятии спасительного Таинства: нам бывает благо, хорошо — невыразимо хорошо — так, что мы не расстались бы с Богом и остались бы с Ним в таком приятном положении всегда. Сотворим зде три сени (Ср.: Лк. 9, 33).

+ Сердечная вера в мир духовный — особенно в духовное, всепросвещающее и всеоживляющее Солнце — радует, живит душу, имеющую непорочную совесть. Вера должна доходить до сердечного зрения. Это значит, что душа должна стать как бы выше чувственности, выше телесного, мрачного естества своего и проникнуть собою — возможно чистым зрением сердца в мир духовный. Тут–то ей бывает хорошо; тут–то ее истинная жизнь, ее упокоение и радость. — Опыт.+ Воображение и представление есть зрение сердца или души, созидающей или воспроизводящей известный предмет: оттого оно быстро, мгновенно; носит характер духовный. Это — дагерротип или фотография, делаемая душою с известного предмета. Рассудок — живописец, снимающий с этой фотографии.Допустив, что сердце — душа, понимаешь, почему такое высокое, важное значение имеют мир, радость, широта сердца, вера, надежда, любовь. Мир оставляю вам, мир Мои даю вам (Ин. 14, 27). Возрадуется сердце ваше (Ин. 16, 22).NB. Страсти — рвутся в сердце и рвут сердце. И благодать Святого Духа обитает в сердце. Что отсюда?Молитвы или Тайны доноси верою до сердца и затвори верою в сердце — не донесешь, пользы нет, а вред один. Чудное создание — сердце.Лицемеры, лице небу и земли (геогносты) весте искушати: времсне же Божия како не искушае те? Что же и о себе не судите праведное? (Лк. 12, 56–57.)Есть много ученых, которые, кажется, все знают, а не знают сами себя. И выходит — весь мир приобрящет, а душу свою отщетит (Мф. 16, 26). Кая же польза такому человеку во всех познаниях? Никакой. Астроном, юрист, агроном! Физик, математик, философ, ритор! Обратитесь прежде к познанию себя!