Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве.

79 Добротолюбие, часть 1, стр. 62.

80. Мистики почти все были в этом состоянии. Стоит прочитать несколько страниц из их писаний, чтобы удостовериться в этом. В нем была, например, Тереза. См. об этом подробнее во второй части. (М. Н.)

81. Св. Григорий Синаит. Доброт., 1 ч., стр. 129 — на обороте.

82. Для примера укажем на откровения Якову Беме (1575–1624 гг.), немецкому философу-мистику. Однажды, когда Беме было 25 лет, он, {373} «проходя чрез поля в Герлице, сел на землю, чтобы отдохнуть и, посмотрев на травы и другие растения, благодаря своему внутреннему свету прозрел их сущность, их полезность и их свойства». Одно из своих позднейших переживаний он описывает следующим образом: «В четверть часа я увидел и узнал больше, чем могло бы мне дать долголетнее пребывание в университете, ибо я увидели познал существование всех вещей, глубину и бездну, вечное зарождение Св. Троицы, происхождение мира и всех тварей от Божественной мудрости… Я увидел и познал всю творящую сущность, как в добре, так и в зле, происхождение этих начал и их взаимную зависимость друг от друга; точно так же я понял, каким образом начался процесс рождения в плодоносном чреве вечности». Нечто сходное с этим мы встречаем у Джорджа Фокса: «Я находился, — говорит он, — в том состоянии, в каком был Адам до своего падения. Тайна творения была открыта для меня; и мне было дано увидеть, как все вещи получили свое название согласно своей природе и своим свойствам. У меня явилась мысль, не следует ли мне сделаться для блага человечества врачом, принимая во внимание, что Господь так ясно раскрыл предо мною природу и свойства всех тварей» (Джемс. «Многообразие религиозного опыта». Москва, 1910 г., стр. 399–400) (М. Н.)

83. Заимствовано из сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова), т. I. стр. 230–31; т. IV, стр. 445; т. I, стр. 233–236, 243–244; 230–231; 253–254.

84. Начало 3-го Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Издание Оптиной пустыни, 1852 г.

85. В подлиннике сказано: «аще кто мечтает {374} высокая со мнением доспети». Здесь употреблено объяснительное выражение, чтоб отчетливее показать значение слова «мнение».

86. Лествица, Слово 7-е.87. О первом образе внимания и молитве. Добротолюбие, ч. 1.88. О первом образе внимания и молитве. Добротолюбие, ч. 1.89. См. о нем во второй части.90. Святой Исаак Сирский, Слово 36-е.91. Собеседование преподобного Максима с преподобным Григорием Синаитом.92. «Подражание» Фомы Кемпийского, книга 2, гл. 8.93. «Подражание», книга 3, гл. 1.94. «Подражание», книга 3, гл. 3.95. Заимствовано с большими пропусками из книги М. В. Лодыженского «Свет незримый», СПб, 1912 г., стр. 88–132. Сам автор для изложения жизни Франциска Ассизского пользовался следующими пособиями: 1) Johannes Joergensen — «Saint Francois d'Assise. Sa vie et son oeuvre». Paris, 1910. Это исследование, заключающее в себе все, что можно было собрать более или менее досто верного о Франциске, вышло во Франции в 1909 году, оно имело громадный успех, и в 1910 году появилось уже одиннадцатое издание этого сочи нения; 2) П. Сабатье — «Жизнь Франциска Ассизского». Издание «Посредника», Москва, 1895 г.; 3) В. И. Герье — «Франциск. Апостол нищеты и любви». Москва, 1908 г.; 4) Эмиль Жебар — «Св. Франциск Ассизский». Пер. с французского. Дешевая библиотека Суворина.{375}96. Joergensen, стр. 16 и 17.97. Joergensen, стр. 15.98. П. Сабатье. Жизнь Франциска Ассизского, стр. 8.