Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве.

93. «Подражание», книга 3, гл. 1.

94. «Подражание», книга 3, гл. 3.

95. Заимствовано с большими пропусками из книги М. В. Лодыженского «Свет незримый», СПб, 1912 г., стр. 88–132. Сам автор для изложения жизни Франциска Ассизского пользовался следующими пособиями: 1) Johannes Joergensen — «Saint Francois d'Assise. Sa vie et son oeuvre». Paris, 1910. Это исследование, заключающее в себе все, что можно было собрать более или менее досто верного о Франциске, вышло во Франции в 1909 году, оно имело громадный успех, и в 1910 году появилось уже одиннадцатое издание этого сочи нения; 2) П. Сабатье — «Жизнь Франциска Ассизского». Издание «Посредника», Москва, 1895 г.; 3) В. И. Герье — «Франциск. Апостол нищеты и любви». Москва, 1908 г.; 4) Эмиль Жебар — «Св. Франциск Ассизский». Пер. с французского. Дешевая библиотека Суворина.

{375}

96. Joergensen, стр. 16 и 17.

97. Joergensen, стр. 15.

98. П. Сабатье. Жизнь Франциска Ассизского, стр. 8.

99.Joergensen, стр. 27.100. Joergensen, стр. 84.101. В. Герье, стр. 26.102. В. Герье. Франциск, стр. 129.103. Этот день считается днем основания Францисканского ордена.104. Joergensen, стр. 443.105. Joergensen, стр. 446. Курсив Иергенсена.106. В житиях Франциска говорится, что «опьяненный любовью и состраданием ко Христу, Франциск иногда поднимал кусок дерева с земли и, взяв его в левую руку, правою водил по нем на манер смычка по скрипке, припевая французскую песнь о Господе Иисусе Христе». Оканчивалось это песнопение слезами жалости о страданиях Христа и усиленными вздохами, и Франциск, впадая в забытье, останавливал глаза на небе. (В. Герье. Франциск, стр. 156).107. Joergensen,стр. 445–448.108. В. Герье, стр. 27.109. В. Герье, стр. 114 и 115.110. И. Сабатье, стр. 352. Судя по этим словам, Франциск в предсмертные минуты почувствовал себя в силах, как и сам пала, отпускать грехи. Отпущение грехов вне таинства исповеди и евхаристии было в католическом мире прерогативою папской власти (Лодыж. 132). В этой сцене, совершившейся пред смертью, Франциск уподобил себя в глазах своих учеников как бы Самому Спасителю мира. (Лодыж. 128).{376}111. Жебар, стр. 160–161.112. Заимствовано из сочинения М. В. Лодыженского «Свет незримый». СПб. 1912., стр. 135–140. Автор пользовался следующими изданиями: St. Ignace «Exercices spirituels» traduits еп francais par M. l'abbe Clement. Marseille, 1817. — Manrese ou les Exercices spirituels de Saint Ignace mis a la portee de tous les fideles dans une exposition neuve et facile. Neuvieme edition. Lion. Paris 1851. Что касается самого названия книги «Манрез», то это слово есть имя того маленького городка, живя близ коего, Лойола предавался аскетическим подвигам после своего выздоровления от полученных им ран на войне.113. Manrese. Introduction VIII.114. Ibidem. Intr. VIII.115. Manrese. Intr. IX116. Ibidem. Intr. IX.117. Ibidem. Intr. VIII.118. Ibidem. Intr. XV.