ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ

PG, t. 160, col. 1232 С.

367

PG, t. 151, col. 433 В.

368

Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, 22 беседа св. Григория Паламы. Афины, 1861, с. 175-177; цитируется у о. Василия Кривошеина в Seminairium Kondakovianum, VIII, с. 138.

369

Разговоры души и тела: PG, t. 160, col, 1361 С.Подлинность этого произведения, приписываемого св. Григорию Паламе, оспаривается; во всяком случае, оно принадлежит тому же духовному направлению.

370PG. t. 160, col. 1233 В. 371Л. И. Денисов. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие св. мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца. М., 3704, с. 420. 372Слово 90. Русск. пер. еп. Феофана, вып. II, с. 487-488. 373Противополагая пути обожения, свойственные Западной и Восточной Церкви, мы не хотим ничего утверждать категорически. Этот предмет, слишком тонкий и имеющий много различных оттенков, ускользает от всякой попытки схематизации. Так, на Западе переживание мистического мрака совсем не характерно для таких святых, как, напр., св. Бернард Клервосский. С другой стороны, духовная жизнь подвижников Восточной Церкви представляет нам по крайней мере один довольно типичный пример «мистической ночи», а именно у св. Тихона Задонского (XVIII в.). 374О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым, с. 17-20. 375Там же, с. 10, 33. 376Wensinck, hom. II, p. 8-9. 377Там же. 378Слово 90, изд. Русского Афонского Пантелеимонова монастыря, вып. II, с. 488-489. 379PG, t. 160, col. 1225-1227. 380Слово 57, 2, изд. Русского Афонского Пантелеимонова монастыря, вып. II, с. 37. 381Там же. 382См. выше с. 134 383Ed. Theotoki, LXXXIV, p. 480-481; Wensinck, XXVII, P. 136. 384PG, t. 34, col. 544 D. 385Слово 27. 386Слово 37: PG, t. 36, col. 370 ВС. 387Ed. Theotoki, XLIII, LXIX; Wensinck, horn. LXII, p. 289, horn. LXVII, p. 316. 388PG, t. 59, col. 721-724.