AN ESSAY ON THE MYSTICAL THEOLOGY OF THE EASTERN CHURCH
PG, t. 160, col. 1232 С.
367
PG, t. 151, col. 433 В.
368
Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, 22 беседа св. Григория Паламы. Афины, 1861, с. 175-177; цитируется у о. Василия Кривошеина в Seminairium Kondakovianum, VIII, с. 138.
369
Разговоры души и тела: PG, t. 160, col, 1361 С.Подлинность этого произведения, приписываемого св. Григорию Паламе, оспаривается; во всяком случае, оно принадлежит тому же духовному направлению.
370
PG. t. 160, col. 1233 В.
371
Л. И. Денисов. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие св. мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца. М., 3704, с. 420.
372
Слово 90. Русск. пер. еп. Феофана, вып. II, с. 487-488.
373
Противополагая пути обожения, свойственные Западной и Восточной Церкви, мы не хотим ничего утверждать категорически. Этот предмет, слишком тонкий и имеющий много различных оттенков, ускользает от всякой попытки схематизации. Так, на Западе переживание мистического мрака совсем не характерно для таких святых, как, напр., св. Бернард Клервосский. С другой стороны, духовная жизнь подвижников Восточной Церкви представляет нам по крайней мере один довольно типичный пример «мистической ночи», а именно у св. Тихона Задонского (XVIII в.).
374
О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым, с. 17-20.
375
Там же, с. 10, 33.
376
Wensinck, hom. II, p. 8-9.
377
Там же.
378
Слово 90, изд. Русского Афонского Пантелеимонова монастыря, вып. II, с. 488-489.
379
PG, t. 160, col. 1225-1227.
380
Слово 57, 2, изд. Русского Афонского Пантелеимонова монастыря, вып. II, с. 37.
381
Там же.
382
См. выше с. 134
383
Ed. Theotoki, LXXXIV, p. 480-481; Wensinck, XXVII, P. 136.