ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ

370

PG. t. 160, col. 1233 В.

371

Л. И. Денисов. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие св. мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца. М., 3704, с. 420.

372

Слово 90. Русск. пер. еп. Феофана, вып. II, с. 487-488.

373

Противополагая пути обожения, свойственные Западной и Восточной Церкви, мы не хотим ничего утверждать категорически. Этот предмет, слишком тонкий и имеющий много различных оттенков, ускользает от всякой попытки схематизации. Так, на Западе переживание мистического мрака совсем не характерно для таких святых, как, напр., св. Бернард Клервосский. С другой стороны, духовная жизнь подвижников Восточной Церкви представляет нам по крайней мере один довольно типичный пример «мистической ночи», а именно у св. Тихона Задонского (XVIII в.). 374О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым, с. 17-20. 375Там же, с. 10, 33. 376Wensinck, hom. II, p. 8-9. 377Там же. 378Слово 90, изд. Русского Афонского Пантелеимонова монастыря, вып. II, с. 488-489. 379PG, t. 160, col. 1225-1227. 380Слово 57, 2, изд. Русского Афонского Пантелеимонова монастыря, вып. II, с. 37. 381Там же. 382См. выше с. 134 383Ed. Theotoki, LXXXIV, p. 480-481; Wensinck, XXVII, P. 136. 384PG, t. 34, col. 544 D. 385Слово 27. 386Слово 37: PG, t. 36, col. 370 ВС. 387Ed. Theotoki, XLIII, LXIX; Wensinck, horn. LXII, p. 289, horn. LXVII, p. 316. 388PG, t. 59, col. 721-724.