Бытие как общение

Ин.12,31.

547

О важности Воскресения для эсхатологического подхода к апостоличности смотри у В. Панненберга, цит. соч., стр.158 и далее. Необходимо отметить, что в иоанновской концепции"сейчас"(nаn) окончательность воскресшего Христа возникает и развивается из исторического процесса, но приходит к нам как посещение и скиния извне. (сравн. Ин.1,14).

548

О такой точке зрения смотри, например, И. Конгар “Пневматология и богословие истории”, “Архив философии”, 1971, стр.63.

549Экклезиология Ватикана II создает впечатление, что пневматология применяется после того, как с помощью христологии установлена структура Церкви. Сравни главу III выше.550Связь между тем, что мы здесь называем"историческим"подходом, и этим типом пневматологии может быть проиллюстрирована проблемой"Филиокве". Интересно, что Восток и Запад признают зависимость Святого Духа от Сына на уровне исторической миссии. Различия возникают только тогда, когда метаисторический или иконологический подход к божественной тайне станет преобладающим. Эту проблему можно проследить с четвертого века: св. Василий в своем сочинении"О Духе Святом"заменяет формулу александрийских богословов"от Отца — через Сына — в Дух"на формулу"Отец с Сыном и с Духом"именно потому, что его аргумент берется из сферы богопочитания, а не из исторического откровения. Стоит посмотреть на проблему Филиокве с точки зрения судьбы иконологического подхода к Богу — и к реальности вообще — в западном мышлении.551Деян.2,17.552Более подробное обсуждение этого имеется в моем"Пневматологическом аспекте Церкви"в"Международном католическом журнале", 2, 1973, стр.133–147.553Это особенно справедливо по отношению к таинствам, служению (проблема"характера") и т. д.554Например, школа Р. Бультмана имеет ясную тенденцию в этом направлении. Нынешняя проблема примирения"харизматического"и"институционального"аспектов Церкви иллюстрирует это и в дальнейшем.555Можно видеть, что это есть Восток еще времен Оригена. Хорошо известен его акцент на эсхатологический смысл Евангелия за счет исторического. Смотри, например,"V Ин.1,24; 6.6 и т. д. Сравни Г. Флоровского"Ориген, Евсевий и иконоборческие споры","История Церкви"19, 1950, 77–96. На точку зрения Оригена на апостольское преемство глубоко влиял этот подход: апостольское преемство является в основном продолжением учения Христа ("О началах, 4, 9;"V Лук.34 и далее), преемство в Духе ("Увещ."28.9, сравн."Комм. на Рим.7,5) скорее, чем преемство через исторические институты. Тенденция подчеркивать"харизматическое"за счет"институциональное"продолжение Церкви вновь появилось в Православии через разные пиитические движения и тенденции в наше время.556Это, должно быть, признано несмотря на любые исторические причины, которые могут быть предложены в качестве объяснения.557Стоит отметить, что именно функция Святого Духа открывает бытие таким образом, что оно может стать бытием отношений. Без пневматологии онтология становится субстанциалистической и индивидуалистической. Дух понимался как"общение"и греческими (напр., св. Василий) и латинскими (напр., св. Августин) Отцами, особенно последним. Но важность пневматологии для онтологии никогда не являлась решающей в западном мышлении.