Бытие как общение

635

Принцип сущностного равенства всех епископов — и поместных Церквей — проистекает именно из эсхатологического образа апостольской коллегии как неделимого целого, которое реализуется и выражается в своей цельности через каждого епископа в каждой Церкви. Отсюда важность этого принципа в древней Церкви (например, Киприан: прим.6 выше) и в православном каноническом праве. Это не следует запутывать какими‑то историческими случаями, указывающими на противоположное. Об этом принципе в контексте Ватикана II смотри у Х. — М. Леграна, цит. соч., стр.122.

636

Изучение этих особенностей смотри у И. Конгара"Церковь св. Августина и современная эпоха"("История догмата"III/3, 1970), особенно стр.173 и далее.

637

В Новом Завете вряд ли существует какой‑то священнослуженческий титул, который не приписывался бы личности Христа в первоначальной Церкви. Таким образом, Христос есть"апостол"(Евр.3,1.),"пророк"(Мф.23,8; Ин.13,13),"священник"(Евр.5,6,8.4,10.21,2.17),"епископ"(1Петр2.25.5.4; Евр.13.13),"диакон"(Рим.15.8; Лук.22.27 сравн. Фил.2,7) и т. д..638Таким образом, в литургии св. Иоанна Златоуста молитва перед Великим Входом:"Ты бо еси приносяй и приносимый, и"приемляй, и разделяемый, Христе Боже наш". Многочисленны ссылки на сочинения Златоуста по этому вопросу. Смотри, например,"Гомил. на Евр,"12–14, ПГ 63.95–116;"Гом. на 1Кор.8,1, ПГ. 61.69;"Гом. на Иоан.", 86.4, ПГ 59.472. О других Отцах смотри, например, Григорий Наз."О крещении"40,26, ПГ. 36,396; и Псевдо–Дионисий Ареоп."Церк. Ист.", 5,5, ПГ. 3,513.639Монофизитство обычно приписывается Псевдо–Дионисию Ареопагиту за его точку зрения на священнослужение.640Для восточного богословия христология не является самосуществующей и самообъясняемой областью богословия. Сравн. Н. Ниссиотис,"Пневматология и экклезиология…","Истина"12, 1967, стр.322–340. Настойчивое указание на пневматологию было настолько очевидным в византийском богословии, что Фома Аквинский обвинил греков в том, что ради пневматологии они приуменьшают достоинство Христа. Смотри И. Конгар, цит. соч., стр.267.641Мф.1,20; Лк.1,35.642Лк.4,13.643Важность эсхатологии для понимания служения Церкви правильно подчеркивается В. Панненбергом в"Значение эсхатологии для понимания апостолата и кафоличности Церкви","Кафоличность и Апостолат", стр.92–109. Сравн. примеч.106 и 107 ниже.644Это объясняет тот факт, что на Востоке мы не находим ни понятия"тварной благодати", которое разработано средневековыми западными богословами, ни абстракции о"делах"Христа или"влиянии"Его личности, как оно было разработано позднее в протестантском богословии. Сравни критику последнего Д. Бонхёффором в"Христологии"("Избранные сочинения", том III, 1960, стр.166–242, особенно стр.176 и далее. Непосредственная личная вовлеченность Бога в спасение представляла основную проблему в диспутах четырнадцатого века между Григорием Паламой и Варлаамом и она составляет часть греческой патристической точки зрения на благодать как прямого, непосредственного сопричастия и общения. Сравни И. Мейендорф “Христос в восточном мышлении”, 1969, стр.85 и далее.645Запрещение посвящений в сан in absoluto канонами древней Церкви (например, канон 6 Халкидона) не следует рассматривать как просто"канонический"вопрос без глубокого экклезиологического смысла.646Это ясно выражено уже у Ипполита в"Апост. Предании", но в основе своей это можно проследить в первоначальной ассоциации харизматических проявлений с евхаристическими собраниями. (Сравни И. Зизиулас, И. И. фон Альмен"Евхаристия"("Церкви и диалог", №12, 1970, стр.45 и далее. О связи между посвящением в сан и Тайной Вечерей с другой точки зрения сравни замечания Т. Ф. Торрена"Освящение и посвящение в сан"в"Шотландском журнале богословия"11, 1958, 241.