Бытие как общение

740

Мы хотели бы подчеркнуть различие между формами служения, требующих посвящения в сан, и институтами, которые не базируются прямо на посвящении в сан. Те, православные, которые говорят о соборе как “высшей власти” в Церкви, должны объяснить, как может быть власть, которая не коренится в посвящении. Только если мы примем различие между “Amt” и “Geist” или между “potestas ordinis” и “iurisdictionis”, мы сможем говорить о власти, которая не коренится по необходимости и непосредственно в посвящении. Ни одно из этих различий не может быть с легкостью принять восточным православным богословием. Если в истории Православной Церкви были случаи, которые делают трудным возможность избежать действий с этими различиями (смотри, например, Дюпре, цит. соч., стр.176), это не означает, что нам следует брать наши богословские нормы из этих случаев или что нам не следует, по крайней мере, попытаться понять эти особые исторические случаи в свете главного потока традиции. Изучение этой традиции в целом показывает, что, по крайней мере, на Востоке всегда делалось различие между “достоинством чести или taxis” и “властью Духа”, то есть властью, основанной на посвящении в сан. (Эта формулировка различия сделана Афанасием Греком в одном тексте 1357 года, который И. Конгар в “Церковь…”, стр.265, считает очень важным для богословия общения). В том же самом духе византийские канонисты интерпретировали знаменитый канон 34 “Апостольских канонов” (сравни П. Дюпре, цит. соч., стр.154 и далее). Здесь не место для обсуждения соответствующего богословского значения синодальной системы. Такое значение нельзя отрицать, но его следует правильно интегрировать в богословие посвящения. Нет нужды говорить, что эта система представляет чрезвычайную важность в богословских дискуссиях между православными и римо–католиками.

741

Каким, по–видимому, является случай с В. Панненбергом, цит. соч., стр.106.

742

Сравни примечательное наблюдение В. Панненберга, там же, относительно трех пунктов,"на которые должно опираться каждое притязание на кафоличность".743Исследование И. И. фон Альмена,"Святые служители…"и особенно стр.213 и далее, является очень поучительным по этому вопросу.744Сравни Х. Аливизатос, цит. соч..745Сравни К. Духателец,"Икономия крещения в Православной Церкви"в"Истина"16, 1971, 13–36, а также"Понятие икономии…"в"Новое богословское обозрение", 92, 1970, 267–292.746Х. Аливизатос, цит. соч., стр.77 и Г. Флоровский,"Учение о Церкви и экуменическая проблема"в"Экуменическое обозрение", 2, 1950, 159 и далее.747Сравни, например, замечания, предлагаемые И. Конгаром в"Проблемы относящиеся к священнослужителям"в"новое богословское обозрение", 93, 1971, стр.795 и далее, и Ж. Тавард,"Функция священнослужителя в совершении евхаристии"в"Журнале экуменических исследований", 4, 1967, стр.629–649, которая, повидимому, представляет интерес с точки зрения данного исследования.748Предлог"в"используется также в Посланиях ап. Павла в связи с поместной Церковью. Значение такого способа изложения заключается в идее, что Церковь"обитает,"в каком‑то географическом месте в качестве"посетителя"(pЈroikoj). Это тесно связано с эсхатологической природой евхаристии, на что мы будем указывать снова.749