Бытие как общение

747

Сравни, например, замечания, предлагаемые И. Конгаром в"Проблемы относящиеся к священнослужителям"в"новое богословское обозрение", 93, 1971, стр.795 и далее, и Ж. Тавард,"Функция священнослужителя в совершении евхаристии"в"Журнале экуменических исследований", 4, 1967, стр.629–649, которая, повидимому, представляет интерес с точки зрения данного исследования.

748

Предлог"в"используется также в Посланиях ап. Павла в связи с поместной Церковью. Значение такого способа изложения заключается в идее, что Церковь"обитает,"в каком‑то географическом месте в качестве"посетителя"(pЈroikoj). Это тесно связано с эсхатологической природой евхаристии, на что мы будем указывать снова.

749

Если свидетельство Иустина в его Первой Апологии (гл.65) означает, что христиане деревень вокруг Рима приходили в этот город на воскресное евхаристическое собрание, то оказывается, что несмотря на практические трудности даже в такой большой Церкви как римская, во втором веке, по–видимому, соблюдался принцип, подчеркнутый Игнатием Антиохийским, что только одна евхаристия должна совершаться под руководством одного епископа в каждом месте. Так, по- видимому, обстояло дело до тех пор, пока деревенские христиане не получили своих собственных епископов ("хорепископов"), появление которых засвидетельствовано в первый раз во втором столетии.750В моей книге"Единство Церкви в Евхаристии и епископе в первые три века",(19б5, на греческом языке).751Существующие свидетельства являются довольно неясными, но стоит отметить, что нет ни одного случая, когда термин"домашняя Церковь"появляется более одного раза с указанием на один и тот же город в одном и том же контексте.752Более подробное обсуждение этой сложной исторической проблемы смотри в моей выше упомянутой книге.753С практической точки зрения единственным ответственным решением было бы создание небольших епископских епархий. Это было бы отличной вещью со многих точек зрения. Например: а) это дало бы возможность епископам действительно узнать свою паству, а пастве узнать своих епископов, что автоматически улучшило бы пастырские качества епископата; 6) это снизило бы груз административных забот, которые сейчас обременяют епископов, давая, таким образом, им возможность действовать, прежде всего, в качестве предстоятелей при совершении евхаристии, что является их служением по преимуществу; в) это сделало бы возможным вновь проявиться коллегиальному характеру пресвитериума в чрезвычайно многозначительном смысле, который он имел в древние времена (сравни"синфроном"древних кафедральных соборов), что усилило бы чрезвычайно ослабленное значение пресвитера, особенно в Православной Церкви; г) это сделало бы ненужным поддержание скандально неканонического института викарного епископа, что является современным западным вторжением в православную традицию. Существование небольших епископских епархий ясно засвидетельствовано древней традицией (когда Григорий Чудотворец стал епископом Неокесарийским, в его епархии было только семнадцать верующих!).