...Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хощет даровать нам будущее благо здешними краткими бо­лезнями (III, 131,261).

Когда попускаются болезни

...Болезни грехи очищают и подают время обду­мать о прошедшем проведенном времени.

Любвеобильный Отец наш вся творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душев­ные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для вящей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке; и многие есть причины , кои мы постигнуть не можем. Кто бо испыта ум Господень? (I, 217, 411).

...Промысл Божий нам непостижим, почему попущает тебе быть больным; конечно, или к наказанию, или к испытанию, а может быть и предоупреждению от каких-либо грехопадений и удержанию в границе смирения (I, 391, 679).

...Ты сознаешь, что болезнь жены твоей... есть наказание Божие, посланное тебе единственно за твое глупое невежество в познании догматов и правил Святой Церкви. Сознание и раскаяние твое, с намерением вперед оставления всех лжеученых умствований и по­виновения Святой Церкви, — сильно умилостивит Господа подать тебе прощение и исцеление стражду­щей, но чтобы и она приступила к святой нашей Матери, Православной Церкви (I, 166, 335).

Не помышляйте сего, что тот или другой виною болезни; совсем нет, но дело Божие! Св. Марк пишет: «что бы ни случалось скорбное, не ищи, как или чрез кого нашло, ибо приличность коегождо и неотложное их тщание и всея твари о сем содействие единого Бога есть ведети и ничтоже от невольных человекам случа­ется без правды Божией; аще и таинственных случаев стечение человецы суще не постизаем». Вместо обви­нения других обратимся к благодарению и ко испове­данию с тремя отроки: яко истиною и судом навел еси сия вся на ны, грех ради наших (Дан. 3, 28) (V, 432,582—583).

Бог печется и промышляет об нас более, неже­ли сами мы; Он устроивает наше спасение, однако ж не хощет, чтобы мы искали оного в здешней отра­де, но в скорбях, в теснотах и в болезнях. Со ослабою ли вошли в Царство Небесное отцы и матери наши? Не паче ли тесным и прискорбным путем приобрели оное? Они скорбели, но не стужали и не малодушествовали, и сие служило им отрадою в лю­тейших скорбях душевных и телесных, по претерпении коих в совершенном смирении получили и совер­шенное успокоение и даже духовное дарование (V, 461, 625—626). Падения наши в гнев и прочие действия страстей доказывают нам предваривпгую духовную гордость и уже невольно нас смиряют; будем стараться истреб­лять корень сей, то ветки сами отвалятся; это сказано о душевном положении, а оно сопряжено и с телес­ным; от раздражения душевного раздражаются и те­лесные нервы и на весь организм тела имеют влияние, или, просто сказать, чрез душевные болезни страдает и тело (I, 39, 73—74). ...Не хвалитесь и своим здоровьем, как душев­ным, так и телесным; вам известно, что сии последние происходят от первых, то и надобно попечение иметь более о исцелении оных — душевных язв, дабы явиться в будущий век не безобразно; тело хотя и болит, но оно временно, и все сгниет, а душа вечна и безсмертна! Теперь паче в постное время займитесь лечением ее. Врач всегда готов подать врачевство, но дело состоит за нами (VI, 214, 344). ...Ничего не значит — телесная болезнь; надо опасаться, чтобы душевные недуги не остались неисцельными... (VI, 195, 309). ...Телесная болезнь служит к исцелению ду­шевной; мы не можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведениями! (II, 7, 15). Самая болезненность тела уже есть очищение души от греховных струпов (I, 380, 668). Не малодушествуй в болезни своей; Бог, любя тебя, послал тебе испытание на первом шагу вступления твоего в обитель: и верно, ко очищению тебя от каких-нибудь слабостей, бывших в мирской жизни. Веруй, что любит тебя сладчайший наш Господь Иисус Христос, послав тебе болезнь тела для очище­ния духа. Аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется (2 Кор. 4, 16). Не жалей плоти; когда-нибудь да истлеет, а душа вечна! (III, 200, 342—343).