Статьи и речи

Напомню, что наш сегодняшний разговор начался с разговора о книге Стендаля «Прогулки по Риму». Стендаль во многом напоминает нас с вами, потому что он тоже человек постсоветского времени, постреволюционной эпохи. Он родился еще в те времена, когда Франция была еще вполне революционной, богоборческой и т. д Он пережил большую революцию в наполеоновскую эпоху, эпоху реставрации и т. д Стендаль во многом наш современник и поэтому его книга вызвала так много реплик, связанных с нашим сегодняшним днем и с нашей сегодняшней посткоммунистической жизнью в России. Я благодарю Вас всех за участие в сегодняшнем эфире, прощаюсь до следующей встречи и призываю на Вас Божье благословение.

Десять заповедей бизнеса

Программа радио Эхо Москвы с участием священника Георгия Чистякова.

7 Февраля 2004

А. ЧЕРКИЗОВ: Сегодня мы на"кухне"вместе с ведущим сотрудником Института социологии РАН, кандидатом социологических наук, Михаилом Чернышом (Михаил Федорович — специалист по Максу Веберу, был такой немецкий социолог, поговаривают, даже философ, автор известной книги, вошедшей уже в историю ума"Этика протестантизма"), и

Георгием Чистяковым. Отец Георгий — священник из храма Козьмы и Дамиана. Чуть позже к нам присоединится по телефону из Парижа Олег Киселев, председатель Совета директоров"Импэксбанка".

А говорить мы будем вот о чем: один день в Москве, в один день в Подмосковье имел место быть Великий русский национальный собор, 8–й по счету, который проходил с благословения Его святейшества, Патриарха Московского и Всея Руси, господина Алексия Второго, или Алексия Михайловича Редигера. Первый день это было в Сергиевом Посаде, а второй — в Москве, в Свято–Даниловом монастыре. На этом Соборе был принят такой документ, который сокращенно можно назвать"Десять заповедей для бизнеса" — свод этических правил хозяйствования, бизнеса. Этот документ, который готовила целая команда людей — там был известный экономист Владимир Мау, известный политик Сергей Глазьев и много других людей, но этот документ получил благословение Патриарха. Вот мы и будем сегодня говорить об этических правилах бизнеса. И первый вопрос у меня: те, кто хорошо знают историю новейшего времени, знают, российское предпринимательство после реформ Императора–освободителя Александра II, крупнейший российский бизнес, который держался на рукопожатии — по рукам ударили и решили, — держался на старообрядцах, — мало кто об этом помнит, — а не на последователях официальной Православной церкви. Так ли это, а если так, то почему?

Г. ЧИСТЯКОВ: Я все‑таки надеюсь, что об этом помнят, поскольку нельзя не помнить Рябушинских, Морозовых, Солдатенковых, Лавенишниковых, и в конце концов Третьякова с его Третьяковской галереей, потому что это все действительно старообрядцы, люди, которые верили в Бога очень горячо, но были при этом абсолютно независимы от власти. И, более того, власть их, в общем, преследовала. Конечно, в постреформенное время, во второй половине 19–го века, не так люто, как во времена Екатерины Второй, например..А. ЧЕРКИЗОВ: Или даже Петра Первого, не побоимся того слова.Г. ЧИСТЯКОВ: Безусловно. Но, тем не менее, преследовала, тем не менее, если хотите, это были религиозные диссиденты. И, наверное, именно тот факт, что они должны были противостоять власти, делала из них образцовых хозяев они понимали, что иначе им не выжить, иначе им не поддержать людей, которых они считали нужным поддерживать, своих рабочих, которые тоже были старообрядцами, и просто бедных людей, и так далее.А. ЧЕРКИЗОВ: Вообще‑то, если брать слово в чистом виде, то русские старообрядцы это ведь протестанты, потому что они протестовали против официальной религиозной доктрины, официального религиозного направления.