Статьи и речи

Мы видим, сколько в мире беды и горя — это настоящий ад. Но мы также хорошо чувствуем, что источник этой беды, источник этого горя — это не Бог. Вместе с тем, построить какую‑то теорию оправдания зла в рамках богословия, хотя это пытались сделать очень многие, до сих пор пока ни у кого не получилось. Почему? Да потому что Бог больше, чем любая система и любая теория. Более того, вне зависимости от зла, которое действительно в мире мы видим во множестве и на себе очень часто переносим, вне зависимости от всего этого зла, мы в том самом мире вокруг нас чувствуем Божие присутствие.

Чувствуем — мы очень часто не знаем об этом, мы очень часто забываем о том, что Бог присутствует в этом мире, как Он обещал нам устами Иисуса: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.  28:20), но тем не менее мы чувствуем, что Он действительно с нами. Мы чувствуем и понимаем не умом, а сердцем, что Господь разделяет с нами нашу беду во всей ее полноте, что Он разделяет с нами всю полноту беды. Он действительно вместе с нами там, где плохо — и это главное. И, спускаясь с нами в глубины беды, в глубины зла и отчаянья, Он выводит нас из этих глубин, дает нам в ситуациях беды силу, мудрость и терпение. Но, повторяю, откуда эта беда, откуда это зло, кто источник этого зла, объяснить невозможно. И когда мы хотим объяснить это, то, наверное, сталкиваемся с какой‑то сатанинской попыткой. На самом деле, действительно, если мы верим в Бога, если мы чувствуем Его присутствие, то тогда легко понять, что Он в том, чтобы Его оправдывали, не нуждается.

Доминанта наших отношений с Богом не логика, а любовь. В лице Иисуса Бог находится среди нас. Укрепляя и поддерживая нас, давая нам силы, давая нам мудрость, терпение, смирение и, повторяю, еще раз силы для того, чтобы преодолеть все те беды, в которых мы оказываемся, для того, чтобы прорваться через те несчастья и те испытания, которые выпадают на нашу долю. Он вместе с нами, здесь, Он вместе с нами там, где трудно, и Он проводит нас через эти джунгли для того, чтобы вывести, наконец, к свету. Вот это — главное в христианстве.

Но не дает ни православное, ни какое другое богословие ответа на вопрос «откуда зло?». Быть может, еще не пришло время для того, чтобы дать ответ. Потому что сейчас, к концу двадцатого века, отчасти становятся ясны кое–какие источники зла. Прежде всего становится ясно, что во многом источник зла — это наш, человеческий, грех, наша, человеческая, безответственность и наша, человеческая, безалаберность. Мы иной раз видим, что, скажем, причины экологического кризиса, причины загрязненности окружающей среды заключаются именно в этом, именно в нашей человеческой безответственности — в безответственности человечества. А от загрязненности окружающей среды происходят многие болезни и другие беды.

Мы видим, что войны происходят в мире опять‑таки от человеческой безответственности, и мы понимаем, что все мы в мире до такой степени связаны друг с другом, что неминуемо грех одного разрушает мир вокруг сотен. Когда‑то преподобный Серафим Саровский сказал: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», но у этого замечательного изречения есть и обратная сторона: а если ты сам себя погубишь, то этим ты погубишь тысячи людей. Твой грех страшен не тем, что он разрушает тебя, твой грех страшен тем, что он разрушает мир вокруг тебя и жизнь людей вокруг тебя. Всем же известно, в конце концов, что не столько курильщик отравляет свой собственный организм, как организмы тех людей, которые вдыхают воздух, наполненный дымом от курения. Но это очень простой пример, а ведь можно привести, наверное, и значительно более сложные и трудные примеры: если мы выливаем в воду какую‑то дрянь, какие‑то химические отходы, или просто воду со стиральным порошком, то тем самым мы отравляем рыбу, которая живет в этой воде, невинный рыболов ловит эту рыбу, потом кормит ей своих детей, и они от этого заболевают. Вот до предела упрощенная модель того, как грех одного ложится на плечи других людей.

Значит, не Бог виноват, а наша безответственность. Но это только в каких‑то аспектах жизни, в целом мы еще не можем пока сказать, откуда в  мире зло, хотя постепенно приходим к страшной для нас мысли о том, что виноват не Бог, а виноваты мы. А Бог — в лице Иисуса — Он как раз приходит в мир для того, чтобы помочь нам преодолеть и победить нашу безответственность, помочь нам победить нашу греховность. Не просто вопить от ужаса, чувствуя свою греховность и свое падение, но встать после падения, вырасти из своей греховности, перерасти ее, сбросить ее с  себя, как сбрасывают старую одежду и не отравлять ей больше мир. Вот для чего пришёл Христос: для того, чтобы дать нам силы. Он — Победитель смерти — дает и нам силы и мудрость быть победителями. Он соединяется с нами в жизни и смерти для того, чтобы мы тоже

пошли Его путем и взяли на себя ответственность за тех людей, которые нас окружают.

Любовь, преодолевая грань, морально отделяющую одну личность от другой, тем самым преодолевает индивидуальность ответственности и добровольно принимает на себя бремя чужой ответственности. В этом заключается истинный, возвышенный смысл Заместительной Жертвы. Христос принимает на Себя ответственность за наши грехи и зовет нас поступать также, делать то же самое: принимать ответственность на себя. Фраза, которую я только что процитировал, взята мною из замечательной книги Семена Людвиговича Франка «С нами Бог». Эта книга издана в Париже, в издательстве YMCA‑PRESS, деятельностью которого руководит Никита Алексеевич Струве.Сегодняшний вечерний эфир, в пять часов, мы, вместе с отцом Иоанном и отцом Игнатием, посвятили именно той безобразной статье, в которой Никита Алексеевич назван «колдуном», назван «магом» и «разрушителем православия и православной нравственности на Руси». Поэтому вот еще одно доказательство несостоятельности аргументов, которыми пользуются авторы брошюры «Антихрист в Москве» — книга «С нами Бог», удивительная книга православного мыслителя, изданная пока еще только в Париже, только издательством YMKA‑PRESS, а не какими‑то другими издательствами. Пока я не знаю, чтобы ее кто‑то издал в России, «Радонеж» или какие‑то другие фирмы, которые занимаются издательством книг.Христос помогает нам преодолеть отчужденность друг от друга, помогает нам преодолеть царящее в мире зло — любовью, помогает нам тем, прежде всего, что стоит среди нас — такой беззащитный, такой уязвимый. И в своей беззащитности, в своей уязвимости именно Он остается победителем. Вспомните картину Николая Николаевича Ге «Христос и Пилат». Кто здесь победитель? Христос, в застиранном своем хитоне, или чисто выбритый, надушенный, хорошо позавтракавший и одетый в роскошную тогу Пилат? Нет, конечно, Иисус. Иисус, всю ночь не спавший, с нечесанными волосами, в своем залатанном хитоне — Он здесь Победитель, потому что Он разделил с нами полноту беды, той беды, от которой захлебывается человечество. Он среди нас, где бы ни были мы: там, где худо, там, где плохо, там, где беда, там, где отчаяние. Он именно там берет нас за руки и проводит через джунгли беды, выводит на свет, поддерживает нас там, где нас никто другой не поддержит.До Пасхи Христовой остались считанные дни, но эти считанные дни наполнены удивительной болью и, вместе с тем, удивительной мудростью. Важно, очень важно, каждый час, каждое мгновение в течение всего этого времени быть рядом с Тем, Кто ведет нас по жизни, быть рядом с Тем, Кто удивительным образом укрепляет нас, рядом с Тем, Кто дает нам новое видение мира, новое видение жизни вокруг нас — с Иисусом.О христианской щедростиРАДИОБЕСЕДА О. ГЕОРГИЯ ЧИСТЯКОВА