Статьи и речи

РАДИОБЕСЕДА О. ГЕОРГИЯ ЧИСТЯКОВА

09.04.96 г.

(ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК)

(кассета 10, сторона А)

Завтра Страстная Среда, и во время богослужения, в числе прочих чтений из Священного Писания, мы будем читать и вторую главу из Книги Иова. Место, где рассказывается о том, как пораженный лютой проказой от подошвы ноги и по самое темя Иов на слова своей жены, которая предлагает ему: «похули Бога, и умри», в ответ говорит: «ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:9–10). Именно в этот день, именно в Великую Среду, и Священное Писание и Церковь ставят вопрос о  человеческой судьбе, о проблеме зла в мире. Откуда в мире зло? Если Бог Всеблаг и любит нас, то как Он допускает это зло? Люди часто говорят: Бог наказывает, есть даже народная пословица: Бог наказал.

Но Бог не безжалостный демон, чтобы так страшно наказывать, чтобы наказывать детей — невинных младенцев — за грехи родителей, чтобы допускать детям умирать от рака, от лейкоза, чтобы терпеть те войны, которые идут повсюду, чтобы терпеть все бедствия, которые так страшно разрушают мир вокруг нас. Если Бог не безжалостный демон, то как Он это все допускает? Неужели может Он нас так наказывать, или все это терпеть, или так нас учить?! Нет, это невозможно. Но если Бог это такой безжалостный демон, который нас так учит, то тогда действительно надо поступить, как и советует Иову его жена: похулить Бога и умереть.

Мы видим, сколько в мире беды и горя — это настоящий ад. Но мы также хорошо чувствуем, что источник этой беды, источник этого горя — это не Бог. Вместе с тем, построить какую‑то теорию оправдания зла в рамках богословия, хотя это пытались сделать очень многие, до сих пор пока ни у кого не получилось. Почему? Да потому что Бог больше, чем любая система и любая теория. Более того, вне зависимости от зла, которое действительно в мире мы видим во множестве и на себе очень часто переносим, вне зависимости от всего этого зла, мы в том самом мире вокруг нас чувствуем Божие присутствие.Чувствуем — мы очень часто не знаем об этом, мы очень часто забываем о том, что Бог присутствует в этом мире, как Он обещал нам устами Иисуса: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.  28:20), но тем не менее мы чувствуем, что Он действительно с нами. Мы чувствуем и понимаем не умом, а сердцем, что Господь разделяет с нами нашу беду во всей ее полноте, что Он разделяет с нами всю полноту беды. Он действительно вместе с нами там, где плохо — и это главное. И, спускаясь с нами в глубины беды, в глубины зла и отчаянья, Он выводит нас из этих глубин, дает нам в ситуациях беды силу, мудрость и терпение. Но, повторяю, откуда эта беда, откуда это зло, кто источник этого зла, объяснить невозможно. И когда мы хотим объяснить это, то, наверное, сталкиваемся с какой‑то сатанинской попыткой. На самом деле, действительно, если мы верим в Бога, если мы чувствуем Его присутствие, то тогда легко понять, что Он в том, чтобы Его оправдывали, не нуждается.Доминанта наших отношений с Богом не логика, а любовь. В лице Иисуса Бог находится среди нас. Укрепляя и поддерживая нас, давая нам силы, давая нам мудрость, терпение, смирение и, повторяю, еще раз силы для того, чтобы преодолеть все те беды, в которых мы оказываемся, для того, чтобы прорваться через те несчастья и те испытания, которые выпадают на нашу долю. Он вместе с нами, здесь, Он вместе с нами там, где трудно, и Он проводит нас через эти джунгли для того, чтобы вывести, наконец, к свету. Вот это — главное в христианстве.Но не дает ни православное, ни какое другое богословие ответа на вопрос «откуда зло?». Быть может, еще не пришло время для того, чтобы дать ответ. Потому что сейчас, к концу двадцатого века, отчасти становятся ясны кое–какие источники зла. Прежде всего становится ясно, что во многом источник зла — это наш, человеческий, грех, наша, человеческая, безответственность и наша, человеческая, безалаберность. Мы иной раз видим, что, скажем, причины экологического кризиса, причины загрязненности окружающей среды заключаются именно в этом, именно в нашей человеческой безответственности — в безответственности человечества. А от загрязненности окружающей среды происходят многие болезни и другие беды.Мы видим, что войны происходят в мире опять‑таки от человеческой безответственности, и мы понимаем, что все мы в мире до такой степени связаны друг с другом, что неминуемо грех одного разрушает мир вокруг сотен. Когда‑то преподобный Серафим Саровский сказал: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», но у этого замечательного изречения есть и обратная сторона: а если ты сам себя погубишь, то этим ты погубишь тысячи людей. Твой грех страшен не тем, что он разрушает тебя, твой грех страшен тем, что он разрушает мир вокруг тебя и жизнь людей вокруг тебя. Всем же известно, в конце концов, что не столько курильщик отравляет свой собственный организм, как организмы тех людей, которые вдыхают воздух, наполненный дымом от курения. Но это очень простой пример, а ведь можно привести, наверное, и значительно более сложные и трудные примеры: если мы выливаем в воду какую‑то дрянь, какие‑то химические отходы, или просто воду со стиральным порошком, то тем самым мы отравляем рыбу, которая живет в этой воде, невинный рыболов ловит эту рыбу, потом кормит ей своих детей, и они от этого заболевают. Вот до предела упрощенная модель того, как грех одного ложится на плечи других людей.Значит, не Бог виноват, а наша безответственность. Но это только в каких‑то аспектах жизни, в целом мы еще не можем пока сказать, откуда в  мире зло, хотя постепенно приходим к страшной для нас мысли о том, что виноват не Бог, а виноваты мы. А Бог — в лице Иисуса — Он как раз приходит в мир для того, чтобы помочь нам преодолеть и победить нашу безответственность, помочь нам победить нашу греховность. Не просто вопить от ужаса, чувствуя свою греховность и свое падение, но встать после падения, вырасти из своей греховности, перерасти ее, сбросить ее с  себя, как сбрасывают старую одежду и не отравлять ей больше мир. Вот для чего пришёл Христос: для того, чтобы дать нам силы. Он — Победитель смерти — дает и нам силы и мудрость быть победителями. Он соединяется с нами в жизни и смерти для того, чтобы мы тожепошли Его путем и взяли на себя ответственность за тех людей, которые нас окружают.