Статьи и речи

ПОСЛЕ РАДИОБЕСЕДЫ «О «НЕУСЛЫШАННЫХ» МОЛИТВАХ»

09.05.96 г.

(кассета 14, сторона А)

— Я бабушка, у меня три внучки, так уж сложилось, что мы без мамы их растим, и сын из‑за разных неприятностей начал выпивать. И мы вчетвером, три внучки и я, молимся за него. У нас, правда, адреса разные, кто кому молится: кто Богородице, кто Иисусу Христу, кто Николаю Угоднику, кто Пантелеймону. Может быть, у нас недостаточно любви, или это невозможно, если человек сам не задумает исправить себя?

— Мы с вами должны о чём молиться? Чтобы Господь вас всех вразумил научиться чувствовать друг друга. Дал вам мудрость, дал вам силы, смирение, терпение, решимость почувствовать друг друга, передать друг другу свою любовь, свою боль и своё страдание. Чтобы вы все пятеро, три ваших девочки, Вы и папа их, чтобы вы все вместе почувствовали друг друга, и чтобы он мог опираться на вас четверых и через вас на Бога, а не кидаться к наркотику, не кидаться к рюмке, которая помогает ему забыться, отвлечься. Вы должны помочь ему своей любовью переориентироваться. С выпивающим человеком, с алкоголиком всегда повторяется одна и та же история: человек ищет лёгкого выхода, человек ищет простого способа, как забыться, как отключиться, как выпасть из ситуации. Это уход из ситуации. А нам с вами надо ему помочь найти решимость, дерзновение, найти силы справляться с ситуацией. И найти силы (а эти силы только у Бога можно найти), чтобы, в конце концов, изменить ситуацию.

Ваш сын и папа ваших девочек должен почувствовать, что вы – это стена рядом с ним, должен почувствовать вашу поддержку, должен почувствовать вашу любовь и, в конце концов, почувствовать, что девочкам он нужен здоровый и невыпивающий! Что девочкам он нужен работоспособный не только для того, чтобы деньги зарабатывать, но работоспособный для того, чтобы они могли жить нормально друг с другом, делиться всеми новостями, проблемами, чтобы они могли составлять действительно живую и активную семью. Вот, что он должен почувствовать: что они его ждут здоровым, что они его ждут трезвым, причём трезвым не в смысле антонима к слову «пьяным», а в смысле какой‑то внутренней трезвости, внутренней глубины. Ведь чем старше они будут становиться, тем больше они будут нуждаться в отце! У нас какой‑то биологический подход к проблеме отцов и детей: маленький ребёнок, как маленький котёнок, нуждается в родителях, ребёнок вырастает и перестаёт нуждаться в родителях, как в них перестаёт нуждаться котёнок в своей матери кошке. Нет, наоборот, у людей всё наоборот! Чем мы старше, тем больше и больше нуждаемся мы в наших родителях, потому что мы нуждаемся в их мудрости, мы нуждаемся в их любви, в их поддержке! И девочки в нём будут нуждаться всё больше и больше. Это биологическая нужда в нём пройдёт, что папа оденет, обует, укроет, даст денежку и т. д., но окажется, что им нужен этот старший друг, и этим старшим другом может быть только он.Поэтому давайте молиться, чтобы Господь вошёл в эту ситуацию, был с вами вместе, раскрывая ваши сердца навстречу друг другу. Давайте строить вашу домашнюю церковь. Без этого созидания церкви вашей домашней ничего не выйдет, потому что если мы будем просто возносить о нём молитвы, чтобы он перестал выпивать, но не будем делать что‑то для него, не будем действовать, то, увы, наши молитвы тогда окажутся среди тех «неуслышанных», о которых мы с вами сегодня говорили.— Отец Георгий, я недавно пришла к Господу. У меня есть одна знакомая, от которой я как бы спряталась. Она христианка, но не православная, а принадлежит к другой конфессии. Когда она приходит, и мы начинаем разговаривать, она всё время нападает и всё переиначивает. Например, она говорит, что Дух Святой даётся сразу раз и навсегда. И не надо Его стяжать, он всё время с тобой, один раз получил — и Господь всегда в тебе. А когда она уходит, я остаюсь ужасно разбитой и потом долго прихожу в чувство. Что делать в этом случае?— Мне кажется, что о Боге надо меньше спорить. Бог – это не предмет для споров. В Боге надо жить, Бога надо чувствовать, Духом Святым должна быть жизнь наша пронизана. Но не надо превращать Дух Святой в объект для дискуссий, как это бывало и в истории Церкви, и в нашей с вами реальной жизни. Вот, где ошибка ваша. Вы с Вашей знакомой должны говорить на какие‑то человеческие темы. Не о Боге спорить, а говорить о жизни, о том, что вас в этой жизни волнует, и тогда Господь будет Сам входить в ваши отношения. В ваших отношениях должно быть меньше дискуссионности, меньше богословия и больше любви, больше реальности. Вы же встречаетесь с ней не на диспутах в Духовной академии, вот и говорите на живые, реальные темы, не пытаясь умом понять Бога. Чем больше мы пытаемся понять Бога умом, тем больше у нас начинает болеть голова, и тем больше не вмещается в неё Бог! Мы должны понять, что Бог не может вместиться в нашу голову. Ещё Честертон об этом очень хорошо говорил: когда мы пытаемся вместить, засунуть, запихнуть Бога в наши головы, они начинают безумно болеть, потому что Он не вмещается в них. Поэтому предупреждаю вас против этих бесконечных богословских разговоров — они ни к чему хорошему не приводят. Надо жить в реальной жизни, чувствовать Бога, и тогда Он будет нам давать и силы, и мудрость, и смирение, и терпение, и решимость.— Отец Георгий, может быть Вы, как священник, тоже испытывали такое при молитве: когда всё одинаково явно, и сердце распахивается в милосердной вечности?