Статьи, беседы, проповеди, письма

а) реформа всей налоговой системы, в смысле развития прямых налогов на счёт косвенных, и установление прогрессивного подоходного и поимущественного обложения;

б) переход всех земель государственных, удельных, кабинетских, монастырских, церковных и частновладельческих в собственность всего народа и в распоряжение демократически организованных сельских общин, территориальных союзов общин, на началах уравнительного пользования;

в) введение восьмичасового рабочего дня и широкое развитие фабричного законодательства; установление минимума заработной платы, государственное страхование — на началах самоуправления страхуемых. Законодательная охрана труда во всех отраслях производства. Гигиеническая обстановка труда. Выборность фабричных инспекторов. Профессиональная организация рабочих и участие профессиональных союзов в установлении внутреннего распорядка фабрик.

КОММЕНТАРИИ

1 "При охватившем теперь всех смятении умов от страшных и грозных в жизни страны явлений<…>, невольно взор общества обратился туда, откуда издавна Русь привыкла ожидать и получать утешение, вразумление, успокоение<…>Разумеем голос церкви Божией в лице церковных учителей и молитвенников–пастырей<…>Но они молчали… Посмотрели кругом, да мало и нашли добрых‑то пастырей, учительных и заботливых о своей пастве"(Феодор (Поздеевский), сщмч. Указ. соч. С. 109)."Духовенство, наравне с другими, оказалось неподготовленным к надлежащему руководству народом в потоке нахлынувших грозных событий"(Пётр Альбицкий, свящ. Христианство и социализм. Нижний Новгород, 1907. С. 113).

2 Это был единственный способ погасить зверские инстинкты освободительного движения и удержать народ от превращения в беспощадное стадо. Вправе ли церковный люд считать себя непричастным к творящимся в стране беззакониям? Как можно было умыть руки и оставить без духовной поддержки справедливые требования угнетённых? Достойны ли звания пастырей бросившие братьев, ищущих правды и пошедших за неё под пули? Велика вина Российской Церкви в крови революции и ужасах гражданской войны."Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною?"(Мф. 5, 13)."Чем святилась бы земля, если бы Церковь утратила свою святость?"(Хомяков А. Церковь одна. 3)."Только духовный слепец может не понимать, что именно оземленённость общества довела Россию до катастрофы 1917 года"(Владимир (Иким), митр. Слово в субботу по Рождестве Христовом // Слова на Двунадесятые и Великие праздники. М., 1999).3 Подробности встречи с еп. Антонием (Флоренсовым) изложены в романе–исповеди"Антихрист"(Свенцицкий В. Собр. соч. Т. 1. М., 2008. С. 97–106); там же цитируется"Воззвание к епископам":"Ужели теперь, в минуту почти открытого дьявольского искушения, ни в ком из русских епископов не найдётся дерзновение древних святителей, и вновь над страдающей землёй пронесётся отзвук поцелуя Иуды Предателя, а вавилонская блудница вновь воссядет на престоле, до срока творить мерзости, переполняя чашу гнева Господня?<…>Духовенство пред Богом обязано принять определённое решительное участие в начавшемся движении и стараться направить его туда, куда велит им их пастырский долг. Над всей Россией нависла грозовая туча, слышатся приближающиеся раскаты грома и наступает мучительное молчание. И вот, в это время пусть раздастся безбоязненный голос истинных служителей Христа. Пусть появится окружное послание епископов из святынь, чтимых народом. Пусть раскатятся по всей земле святые призывы, и всё доброе в народе, почуя Христа, шевельнётся, стряхнёт с себя путы Зверя, освободится от давящей петли, и тогда народ, уже церковный народ, начнёт новое великое делание на спасение всего мира, которое будет указано Духом Святым.<…>О Господи Христе, отыми робость из сердца служителей Твоих и дай нам смелость и дерзновение возлюбить Тебя делом и исповедать Святое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".4 Обличать безумную власть — долг Церкви и прежде всего архипастырей. Так поступал свт. Тихон в посланиях от 19 января, 18 марта и 7 ноября 1918. Животный страх, недостойный христианина, не позволял это делать потом, а сейчас о святой обязанности тактично забыли…5 Налицо аналогия с последовавшей спустя две недели (14 февраля) встречей"группы 32–х"с митр. Антонием (Вадковским) и родившейся в результате первой её запиской, имевшей много общего с требованиями Братства. Таким образом, участники ХББ первыми заставили задуматься иерархов о возрождении истинно церковной жизни и сдвинули их с мёртвой точки.6 Подразумеваются Ельчанинов, А. С. Глинка (Волжский) и о. Константин Аггеев; далее — С. Н. Булгаков.7 Как установил Колеров, краткую программу ХББ выпустило не только как часть машинописного обращения"К обществу", но и в виде рукописной листовки (Исследования по истории русской мысли. 2001/2002. М., 2002. С. 56, 65). Текст под заглавием"Верующие против самодержавия"перепечатали: Вперёд. Женева. 1905. 10 марта. N 11. С. 11; Революционная Россия. 1905. 15 марта. N 61. С. 9. Объявили о возникновении"среди передовой части столичной интеллигенции, профессоров духовной академии, преподавателей семинарий и городского духовенства"ХББ и перечислили его главные задачи газета"Русь"(1905. 28 марта. N 79. С. 3), журналы"Миссионерское обозрение"и"Неделя".8 "…Правление отеческое (imperium paternale), при котором подданные, как несовершеннолетние, неспособные различать, что для них на деле полезно, а что вредно, принуждены оставаться сугубо пассивными, ожидая от главы государства суждения о том, как им надлежит быть счастливыми, и предоставляя это суждение его милостивому соизволению, — такое правление есть величайший деспотизм, какой только можно себе представить (такое устройство, при котором уничтожается всякая свобода подданных, не имеющих в таком случае никаких прав)"(Кант И. Сочинения на нем. и рус. яз. Т. 1. М., 1994. С. 285).