Павел Флоренский Философия культа

Приложение к части первой. ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ НЕНАПИСАННЫХ ГЛАВ

Для Антроподицеи необходимы экскурсы Филологические > и археологические:

1. О святости. Термин «святой» на разн<ых> яз<ыках:>

ЕПр, άγιος и др.

2. О мученичестве. Термины μάρτυς и др.

3. О таинствах. Термины μυστήριον, sacramentum и др.

4. О запахах.5. О вкусах.6. Русск<ая> литература о культе. Подобрать все, с краткими очень <?> отзывами. NB.7. Пост, мотивируемость явлениями анафилаксии.8. Об облачениях (и масках).9. О слове и понятии символа.10. О понятии Славы Божией.Глава... единозаконие таинств(единство литургической структуры)Основные моменты таинств:а) отрыв от Земли,б) переход к Небу,в) соединение с Небом,г) возврат на Землю чрез простое продолжение по Данте (в Риманновском пространстве{925}) (Прямая восхождения смыкается в себе.)Антроподицея. Глава о литургическом творчестве1) О. Иоанн Кронштадтск<ий> {926}.2) О. Давид (Афонский){927}.3) Незаписанное, но всеобщее предание (воздеяние рук пред херувимской и т. п.).4) Когда была записана часть церковного предания (Киприан митрополит){928}.1922.III.28Литургическое творчествоАрхимандрит Давид (Афонский) при замывании уст после св<ятого> Причастия говорит:«Отмой, Господи, чистоту Твою пречистую от устен моих скверных и нечистых» {929}.В «Столп»Он же:««Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася»{930}. Разве бездушные горы могут радоваться? Фавор и Ермон—это ум и сердце. Пока ум и сердце не в единстве, не может быть истинной молитвы».«Идеже два или трие во Имя Мое, ту и Аз посреде их»{931} — Два или три — это ум, сердце и тело. Ум, сердце и тело должны быть в единстве, чтобы явился Христос: если в единстве, то м<ожет> быть истинн<ая> Иисусова молитва...»о. ДавидБлагодать сходит на священника, как роса, а с него—на прихожан{932}. Иначе благодать прихожанам не дается. Отсюда— жертвенность.Глава об абсолютности размеровв пространстве и во времени (храма, дома, города и вообще) Об антропоморфности мер Названия мер от частей тела.Глава о мученичествеДалее: Абсолютная конкретность христианства.Абсолютная конкретность христианстваСам Христос совершает Евхаристию.Златоуст. См. цит<ату> в «Прав<ославном> Догматическом) Богословии» Н. Малиновского, Т. IV, стр. 41 {933}.В главу о конкретности христианстваВ Философию культа обязательно) включить главу об образовании служб из служб конкретным святыням — напр<имер>, служба Кресту, служба Кувуклии Воскресения{934}.Подробно обсудить Туринскую Плащаницу {935}.Главa о религиозном быте и о жизни в рели<гии>1) По церк<овным> правилам и св<ятых> о<тцов>.2) На древней Руси, особ<енно> см<отри) книжку о воспитании в др<евней> Руси{936}.