Павел Флоренский Философия культа

освящают просфоры (вынимают), пережигают соль,

выжигают Крест над дверями и окнами, омывают мощи и запасаются свечами—освящают.

5. Вел(икий) Пост начинается масленичными фейерверками да кострами и кончается пасхальными фейерверками, плошками и кострами. Шумное мирское окружает тихое, внемирное{954}.

Загадки на загатках.

(Эпилог «Столпа»)

1909.IX.8. Рожд<ество> Богород<ицы>. Сер<гиев> Пос<ад>

1) Диалог. В него вкраплены еще диалоги, в качестве повеетвования. Последние — кабачно-бардачные по обстановке, таинственно-жгучие по содержанию. «Я дочь звездного неба и широкогрудой земли» {955}.2) Действие—на загатках.3) Начинается: после обедни, говорит один из участн<иков> разговора о том, что служба ему не нравится — бедно слишком. Приводит примеры жалкости и безвкусия («бум<ажные> цветы», «ленты» etc.). Ему возражают другие, что это почему-то кажется хорошо. Вспоминаются детские проказы в церкви (игра в бабки крестом, заглядывание в щелочку с клироса, заснул в церкви). Характеристика народн<ой> молитвы. Анекдоты. Жит<ия> святых <?>.4) Выяснится, что суть таинства тут, в бедности обнаруживается <1 нрзб.> горнее. Доказывается исторически: <4 нрзб.> Икона и картина. Католицизм и православие.5) Постепенно переходят к сущности таинства. Κένωσις. «Нелепость» этого.6) Жизнь, как Κένωσις{956}. Кабак.7) Смирение, как основная добродетель. Христос.8) Гимн «рабьему зраку»{957}. Снова Христос.Для Антроподицея1) Несколько диалогов в диалоге.2) Один диалог 3-ей степени.Несколько басен.3) Неск<олько> мифов.4) Повесть.5) Письма.6) Стихи.Действие диалогов продолжается 1 год и охватывает собою богослужебный годовой цикл.Связь богослужебн<ого> цикла с натуралистическим. <Са«. также запись 1909.ΧΙ.14 на с. 311 наст, изд.}19101910.11.14Религия и культураПроследить по старым книгам (эпохи Возрождения и т. п.) «эволюцию» «коронидов»{958}, так в старых книгах.1) Знак прямо изображался в виде крылатого шара(См. также запись 1910.11.24 на с. 311 наст, изд.}1910.III.1. Серг<иев> Πос<ад>1910.IV.15. Серг<иев> Πос<ад>Закон концентрации символов (научно-филос<офский), религиозн<ый».Закон концентрации мифологических сюжетов. Закон концентрации (амплификации) научныхтерминов и закон их дифференциации!Закон концентрации символов, сюжетов, терминов и научных теорий заключается в том, что раздельные символы etc. имеют тенденцию сливаться, сочетаться в сложные многообразные группы, причем противоречивость или во всяком случае несходность символов etc. уравнивается, «темперируется». Исходя из разных исходных пунктов, люди строят отдельные символы, сюжеты, теории; но затем построенное стараются объединить, совокупить, устанавливают общую, несколько неопределенную точку зрения, и эта последняя, в силу своей неопределенности, лишает каждый из символов etc. его первичной отчетливости и строгости (четкости).1910.III.13Миф и святыняКак цепкий плющ вьется около дерева, так обвивает святыню (sacrum) миф. И как плющ, завивши своими гибкими ветвями весь ствол, затем иссушает и душит его, сам становясь на место него, так и миф, окутав святыню, скрывает и уничтожает ее, и она, в конце концов, теряет собственную жизнь, теряет смысл сама по себе и, в результате, истлевает под придушившим ее, все разрастающимся мифом, и гибнет, губя с собою и миф, но как в лесу на прахе дерев растут плющи, и на прахе плющей—дерева, так и в религии: на прахе святыни—мифы, на прахе мифов—святыни.