Pavel Florensky Philosophy of Cult
освящают просфоры (вынимают), пережигают соль,
выжигают Крест над дверями и окнами, омывают мощи и запасаются свечами—освящают.
5. Вел(икий) Пост начинается масленичными фейерверками да кострами и кончается пасхальными фейерверками, плошками и кострами. Шумное мирское окружает тихое, внемирное{954}.
Загадки на загатках.
(Эпилог «Столпа»)
1909.IX.8. Рожд<ество> Богород<ицы>. Сер<гиев> Пос<ад>
1) Диалог. В него вкраплены еще диалоги, в качестве повеетвования. Последние — кабачно-бардачные по обстановке, таинственно-жгучие по содержанию. «Я дочь звездного неба и широкогрудой земли» {955}.
2) Действие—на загатках.
3) Начинается: после обедни, говорит один из участн<иков> разговора о том, что служба ему не нравится — бедно слишком. Приводит примеры жалкости и безвкусия («бум<ажные> цветы», «ленты» etc.). Ему возражают другие, что это почему-то кажется хорошо. Вспоминаются детские проказы в церкви (игра в бабки крестом, заглядывание в щелочку с клироса, заснул в церкви). Характеристика народн<ой> молитвы. Анекдоты. Жит<ия> святых <?>.
4) Выяснится, что суть таинства тут, в бедности обнаруживается <1 нрзб.> горнее. Доказывается исторически: <4 нрзб.> Икона и картина. Католицизм и православие.
5) Постепенно переходят к сущности таинства. Κένωσις. «Нелепость» этого.
6) Жизнь, как Κένωσις{956}. Кабак.
7) Смирение, как основная добродетель. Христос.
8) Гимн «рабьему зраку»{957}. Снова Христос.
Для Антроподицея
1) Несколько диалогов в диалоге.
2) Один диалог 3-ей степени.
Несколько басен.
3) Неск<олько> мифов.
4) Повесть.
5) Письма.
6) Стихи.
Действие диалогов продолжается 1 год и охватывает собою богослужебный годовой цикл.
Связь богослужебн<ого> цикла с натуралистическим. <Са«. также запись 1909.ΧΙ.14 на с. 311 наст, изд.}
1910
1910.11.14
Религия и культура
Проследить по старым книгам (эпохи Возрождения и т. п.) «эволюцию» «коронидов»{958}, так в старых книгах.
1) Знак прямо изображался в виде крылатого шара
(См. также запись 1910.11.24 на с. 311 наст, изд.}
1910.III.1. Серг<иев> Πос<ад>