Личность и Абсолют

2. Учение о различии в Боге, или о св. Троице.

3. Познание Бога, или учение об энергиях.

III. Учение о непостижимости.

а) Простота.

1. Не допускает большего или меньшего [одно благо, другое нет], V 97.

2. О простоте говорит и беспредельность, V 98.V 75. VI293.

3. В отношении к умной сущности нет смысла гов[орить] больше или меньше, раньше или позже, VIII.

4. Итак, сущность не имеет очертания и образа, V 144—145. 257, и не может не делиться, не делаться иной, VI 280 сл.b) Неименуемость Бога, V 257 (паче всякого имени), V 415, 418, 426.IV. Учение о различии в Боге.а) Из предыдущего:1. Все, какие есть различия, есть различия по сущности, VI 462—483.2. Так как в сущности нет различия, в частности различия между субстанцией и акциденцией, то в каждом моменте различия сущность должна присутствовать целиком, VI 469.3. Так как сущность непостижима, то и различия, поскольку в них сущность, непостижимы; однако они требуются разумом. Простота не мешает различию Лиц (VI 127 сл., 130—131).a) Восхваление разума, IV 3—4, 37—39.b) Начиная мыслить о Боге, мы видим прежде всего, что это Первое начало, выше кот[орого] нет, кот [орое] само выше этого. Отец. VI341. Однако самая нерожденность не есть сущность, V 248.c) Но тогда и — Сын, V 244 (нерожденное предполагает рожденное), 117—118. V 267. IV 342.d) Таким образом, раздельность в тождестве V 112 (диалектика) [IV 248 одно и иное вместе].[677] V 252—259:1. Беспредельность] и вечность.2. Евн[омий]: это сущйость.3. Но тогда это—разделение сущности, раз Сын не вечен.4. Остается: рожд [енность ] и вечность одновр [еменно ], 259.e) Особая тайна раздельности и тождества, IV 11.f) Почему не триг Бога, — —спец [иально ] к Авлалию.a) неправильно] говорить о трех человеках (сущности), IV 114, 182,b) естество не именуемо, 126, а θεός — «зрительная сила»,c) кроме того, дается одна жизнь (опытный аргумент), IV 121 — 124, 183.d) Нет никакого пр[остранственно] вр[еменного] различия между лицами, 125.g) ουσία—κοινό ν,ύπόστασις—ϊδιον [678] Каппад[окийцы] и доник[ейское] богосл[овие], IV 178, 187—189.h) Рождение = сияние славе, IV 308.V. Учение о познании.a) Разделение сущности сил и энергий.1. Перв[ое] определение], VI428, 449—450.Между сущностью и энергией нет прямой пропорц[ии]: V 130—131, 163—164, 166, 168. То же между энергиями и делами, V 151.b) Энергии не отделимы от Бога, V 87—89 [между сущностью и энергией нет расстояния].c) Вот почему Сын не есть энергия Отца, V 89, 109.93, 101 —103 (энергии не рознятся по лицам).d) Имена и есть имена энергий, IV 118—119, 120 вн., 122, а не сущность, 180. VI 449 (не противоречие имен сущности).Локализация1. Диалектика.a) Отец.b) Сын—доб. выражение Отца, хотя и у него сияние славы, IV, 136 разные виды рождения; рождение— сияние славы, IV 308.