Личность и Абсолют

c) Дух—жизнь и благодать.

2. Антисуборд[инационизм][679]

d) <…>

e) Имена—точность, VI 436. Оно разделение сущности на качества, VI 374—377.

f) Имена не мешают апофат [ическому ] богословию, VI 458 сл., 462.

g) Сам по себе Бог не нуждается в имени, мы же примышляем по мере вмещения энергии, VI 326, 378, 482, 420—422.

1. Слова при творении, 347—356. Мысль=действие, 356, 358, 369.

2. Слово есть Бог, 360. Имена суть божественное, 414.3. Слова — откровение, богоявление, энергия, VI 363—365, 366, 376, 381, 371—572, 373. Энергия ума у Бога—Слова, 419. Бог не говорит: да будет имя!4. А мы именуем, примышляя. Примышление не унижает Бога, 380. Таким образом, имена и богоявление и примышление, VI 383—385, 386.5. Неправильный] взгляд на примышление, 425— 426.6. Для избранных именем становится само дело, VI 437. Число и имя для Бога, 435.Выводы для имяславия1. Учение об энергиях.a) Действие Божества в мире и человеке.b) Учение о св. Троице—откр[овение] в свете энергий. Энергия связана с мист [ическим ] символ [измом] (платонизм).2. Связь имен с энергиями.0. Все постигается по именам («образ сущности»), V 271.1. Вообще благоговейное отношение к имени, V 70— 73 (против Евн [омия], переменившего имена).2. Различие имен божественных и человеческих:a) время,b) страдание, V 234—236.3. Имена—правила истины и закон благочестия, V 266.4. Имя—и 1) откровение Бога и2) έπίνοια[680].5. Имя Божие = энергия сущностиНе в пользу имяславия1. Тексты. Шедше научите, V 265, 266 вн., 274, во имя Божие.., 271 (непоименованное] имя). О имени поклонитесь, IV 329.2. О молитве.СПОР ОБ ИМЕНАХ В IV ВЕКЕ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ИМЯСЛАВИЮ 16 февраля 1923 г.1. Тема, подобная этой, требует яснейшего представления себе, что такое имяславие и какое его историко–догматическое и историко–философское значение и положение.2. Но для понимания этого вопроса необходимо также точно отдавать себе отчет о времени, в которое оно появилось.3. Главное отличие теоретическое теперь и в древности (пат· ристика) следующее.a) Античн[ость] и патрист[ика]: сущее дано в явлении; проявление.b) Новоевр [опейская] мысль: сущее не дано в явлении. Раскол знания и бытия. Эрос и развод. Блуд и после развода. Абстрактный] спирит[уализм] и материализм].4. Поэтому там—разногласия в оценке различных сторон самого бытия. У нас еще спорят только о границах знания и часто не доходят до самого бытия.5. Переходя к вопросу об имени, мы и тут видим ту же картину:a) Там никто не сомневается, что в познании и имени было само бытие. Арий все же признает и Божество, и реальность Христа, и его дело, признает даже, что он—Сын Божий, и даже «прежде век». Его единственное утверждение о тварности ничуть не касается никаких гносеологических вопросов.b) У нас же, когда свирепствует агностицизм или абстрактные формы спиритуализма и материализма, ставится прежде всего вопрос '. объективно или субъективно наше знание? Поэтому не вопрос, что обозначает имя в объективном бытии, но совсем иное: что такое имя само по себе как некий субъективный процесс?6. И вот на такой ребром поставленный вопрос—два ответа. Имя, несмотря ни на какую субъективность, есть сам предмет. И имя есть только имя, звук и слово.7. а) Ясна позитивистическая подкладка ответа. Плюнуть