Личность и Абсолют
c) Дух—жизнь и благодать.
2. Антисуборд[инационизм][679]
d) <…>
e) Имена—точность, VI 436. Оно разделение сущности на качества, VI 374—377.
f) Имена не мешают апофат [ическому ] богословию, VI 458 сл., 462.
g) Сам по себе Бог не нуждается в имени, мы же примышляем по мере вмещения энергии, VI 326, 378, 482, 420—422.
1. Слова при творении, 347—356. Мысль=действие, 356, 358, 369.
2. Слово есть Бог, 360. Имена суть божественное, 414.
3. Слова — откровение, богоявление, энергия, VI 363—365, 366, 376, 381, 371—572, 373. Энергия ума у Бога—Слова, 419. Бог не говорит: да будет имя!
4. А мы именуем, примышляя. Примышление не унижает Бога, 380. Таким образом, имена и богоявление и примышление, VI 383—385, 386.
5. Неправильный] взгляд на примышление, 425— 426.
6. Для избранных именем становится само дело, VI 437. Число и имя для Бога, 435.
Выводы для имяславия
1. Учение об энергиях.
a) Действие Божества в мире и человеке.
b) Учение о св. Троице—откр[овение] в свете энергий. Энергия связана с мист [ическим ] символ [измом] (платонизм).
2. Связь имен с энергиями.
0. Все постигается по именам («образ сущности»), V 271.
1. Вообще благоговейное отношение к имени, V 70— 73 (против Евн [омия], переменившего имена).
2. Различие имен божественных и человеческих:
a) время,
b) страдание, V 234—236.
3. Имена—правила истины и закон благочестия, V 266.
4. Имя—и 1) откровение Бога и
2) έπίνοια[680].
5. Имя Божие = энергия сущности
Не в пользу имяславия
1. Тексты. Шедше научите, V 265, 266 вн., 274, во имя Божие.., 271 (непоименованное] имя). О имени поклонитесь, IV 329.
2. О молитве.
СПОР ОБ ИМЕНАХ В IV ВЕКЕ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ИМЯСЛАВИЮ 16 февраля 1923 г.
1. Тема, подобная этой, требует яснейшего представления себе, что такое имяславие и какое его историко–догматическое и историко–философское значение и положение.
2. Но для понимания этого вопроса необходимо также точно отдавать себе отчет о времени, в которое оно появилось.
3. Главное отличие теоретическое теперь и в древности (пат· ристика) следующее.
a) Античн[ость] и патрист[ика]: сущее дано в явлении; проявление.