Это событіе произошло въ нашей обители 9-го Іюня 1876 года въ четвертомъ часу пополудни.

Проживающій у насъ въ монастырѣ 17-лѣтній парень, крестьянинъ Ярославской губ. Михаилъ Прокофьевъ, занимаясь въ храмѣ, въ алтарѣ бѣленіемъ арки въ церкви Успенія Пресвятыя Богородицы, въ недалекомъ разстояніи отъ св. Престола, забравшись на стремянку и приспособившись поудобнѣе, усердно работалъ, но по молодости и безпечности своей совершенно забылся, что находится и работаетъ онъ во Святомъ местѣ, и по невниманію своему къ Святынѣ и разсѣянности затянулъ пѣсенку, причемъ на немъ была даже надѣта на головѣ и фуражка. Немедленно же Господь вразумилъ его безумное поведеніе. Вдругъ онъ увидѣлъ на горнемъ мѣстѣ, въ алтарѣ у запрестольной иконы въ бѣломъ блестящемъ одѣяніи съ длинными волосами прекраснаго юношу. Грозно взглянулъ на него прекрасный юноша и, быстро подойдя къ его вышкѣ, отталкивая её рукою, строго сказалъ: «Посторонись, не на мѣстѣ бѣлишь!» И, проговоривъ эти слова, исчезъ. Отъ сихъ словъ и неожиданности сего видѣнія безпечный парень Михаилъ настолько растерялся, что въ ужасѣ сталъ метаться по алтарю, не находя дверей, чтобы выбѣжать вонъ изъ храма, и, увидя окно, выскочилъ чрезъ него на дворъ. Немного успокоившись, онъ сталъ разспрашивать своихъ товарищей и братію, не былъ ли кто-нибудь изъ нихъ въ алтарѣ, и разсказалъ имъ подробно, что кто-то такъ страшно его напугалъ; но ему отвѣтили и успокоили его, сказавъ, что за всё время его работы ни въ алтарѣ, ни даже въ церкви никого не было. Тогда убѣдившись, что тамъ никого не было и мало-помалу успокоившись, онъ вновь пошелъ въ алтарь за своей свалившейся съ головы фуражкой. Но какой же былъ его ужасъ и страхъ, когда онъ опять увидѣлъ того же юношу въ бѣломъ одѣяніи, стоящего уже у жертвенника! Затрепетавъ отъ сего видѣнія, онъ, не помня себя, въ ужасѣ выбѣжалъ изъ церкви. Прибѣжавъ домой, заперся въ комнатѣ и спрятался въ уголъ. Но такъ какъ жилъ въ комнатѣ не одинъ, то другіе рабочіе, придя съ работы, стали стучаться въ дверь комнаты и, когда онъ отворилъ имъ дверь, они увидѣли его сильно испуганнымъ и плачущимъ. Тогда они стали его спрашивать, желая узнать причину его волненія и слезъ, и парень со страхомъ повѣдаль имъ всё случившееся. Послѣ сего онъ долго не могъ успокоиться: всё плакалъ, признавая въ этомъ юношѣ св. Ангела Господня Хранителя Престола Божія. Послѣ сего онъ, чистосердечно покаявшись предъ старцами въ своемъ безумномъ поведеніи и усердно помолясь у раки Преподобныхъ Сергія и Германа, уже съ великимъ страхомъ дерзнулъ вступить во св. алтарь и продолжать свою работу уже не безчинно, а со вниманіемъ и благоговеніемъ ко св. алтарю.

19. ВИДѢНІЕ СТАРИЧКУ АНГЕЛА

Разсказывалъ одному иноку старичокъ-послушникъ, живущій въ нашей обители. «Мнѣ теперь 60 лѣтъ отъ роду, и моя жена доселѣ ещё жива; мы съ ней разстались по взаимному доброму согласію. Когда мнѣ было ещё 30 лѣтъ, то жена моя стала почему-то болѣть и чахнуть, и это продолжалось довольно долго. Я, какъ человѣкъ молодой, сожалѣлъ, что у меня супруга болѣетъ и мнѣ приходится въ молодости жить не такъ, какъ живутъ прочіе люди въ супружествѣ. Вотъ и явилась у меня такая мысль (ужъ и не знаю, откуда она пришла): помолюська я Богу и попрошу Его, чтобы онъ прибралъ мою больную супружницу. И вотъ я рѣшилъ помолиться. Однажды, выбравъ подходящее время, я всталъ на молитву предъ св. иконами, желая исполнить свое намѣреніе и усердно попросить у Бога, чтобы Онъ прибралъ мою больную супружницу и, только что, перекрестясь съ благоговѣніемъ, я усердно положилъ земной поклонъ и не успѣлъ ещё даже начать читать молитву, какъ вдругъ, поднимаясь съ земли, вижу дивнаго юношу съ длинными прекрасными волосами въ какомъ-то голуборозовомъ одѣяніи неописуемой красоты, стоящимъ предо мною на воздухѣ. Взирая на меня, онъ строгимъ и грознымъ голосомъ сказалъ мнѣ: «Что это ты хочешь просить и зачѣмъ этого желаешь? Знай, что если твоя жена умретъ, то тогда тебѣ несравненно будетъ жить хуже!» При этихъ словахъ онъ мнѣ внушительно грозилъ своимъ перстомъ. Я съ великимъ удивленіемъ и ужасомъ глядѣлъ на него. Проговоривъ эти слова, онъ мгновенно сталъ невидимъ. Пораженный симъ дивнымъ видѣніемъ, я возблагодарилъ Господа за вразумленіе и почудился: насколько Богъ близокъ къ намъ; ещё прежде моей молитвы и неразумнаго прошенія, Онъ уже вразумилъ меня и наставилъ на спасительный путь.

Этого видѣнія я никогда никому кромѣ своего духовнаго отца не говорилъ; даже и моя жена не знала про это. Поистинѣ, какъ не удивляться намъ дивному и всепремудрому Промыслу Божію, творящему съ нами великая же и неизслѣдованная славная и ужасная, ихже нѣстъ числа (Утр. молитва). Судьбы Господни бездна многа (Пс. 35, 7) и слаждшія онгъ паче меда и сота (Пс. 18, 11).

20. ОБРѢТЕНІЕ НЕТЛѢННАГО ТѢЛА

Разсказывали намъ старцы такой бывшій у нихъ на глазахъ случай. Однажды при управленіи обителью Игумена Дамаскина производили какой-то ремонтъ снаружи монастыря у хлѣбной, которая, какъ извѣстно, примыкаетъ къ братскому кладбищу. И вотъ, при копаніи какого-то рва, обрѣли гробъ съ совершенно нетленнымъ тѣломъ іеромонаха. Покойникъ былъ большаго роста, борода рыжеватая, въ рукахъ, по обычаю іеромонашескаго погребенія, держалъ онъ небольшой серебрянный крестъ. Кто былъ покойный? Никто не зналъ. Возвѣстили объ этомъ отцу Игумену Дамаскину. О. Игуменъ, какъ старожилъ, болѣе полвѣка прожившій на Валаамѣ, пришелъ, посмотрѣлъ на лицо почившаго и сказалъ: «Я что-то не помню такого іеромонаха, очевидно, онъ жилъ до моего прихода на Валаамъ». Помощникъ ризничаго старый монахъ О. Іосифъ, прожившій на Валаамѣ болѣе 40-ка лѣтъ, находившійся въ это время здѣсь, благословился у О. Игумена перемѣнить крестъ, держимый покойникомъ, обмѣнить его на другой. О. Игуменъ благословилъ это сдѣлать. Тогда О. Іосифъ, взявъ изъ рукъ покойнаго крестъ, вручилъ ему другой крестъ. Послѣ сего рабочіе, по благословенію О. Настоятеля, у хлѣбной же въ стѣнѣ сдѣлали подкопъ-нишу и поставили гробъ съ тѣломъ почившаго туда, закопавъ его землею. Кто это былъ нетлѣнный почившій іеромонахъ, даже и до сего времени никто не знаетъ. 21. КОНЧИНА О. АДРІАНА Разсказывалъ намъ покойный О. Никита Чредниченко (закройщикъ). «Когда я ещё первые годы жилъ въ монастырѣ, меня О. Игуменъ Іонафанъ назначилъ послужить двумъ умирающимъ старцамъ: Іеросхимонаху Вонифатію и монаху О. Адріану. Келліи у нихъ были рядомъ въ больничномъ корпусѣ, такъ что мнѣ было удобно навѣщать обоихъ ослабшихъ старцевъ и служить имъ. Старцы оба были очень слабы, но въ полной памяти и съ мирнымъ духомъ, сознательно приближались къ неизбѣжной для всехъ живущихъ на землѣ смерти. «Однажды, помню, — говоритъ О. Никита, поздно вечеромъ, послуживъ одному старцу, О. Адріану, и исполнивъ его немногочисленныя желанія и простившись съ нимъ, я перешелъ къ другому, О. Вонифатію. Сдѣлавъ и тому всё нужное, я опустился на стулъ и какъ-то сразу же задремалъ и вижу такой ясный и дивный сонъ, который и по сіе время словно у меня передъ глазами. Вижу я, будто бы какой-то особенный свѣтъ, и вотъ отъ земли до самаго неба протянулся широкій коверъ, настолько чудный и необыкновенно, неописуемо красивый, что невозможно и выразить его красоту, словно живые цвѣты, роскошные и благоухающіе были вплетены въ него. По этому ковру поднимается отъ земли на небо мой больной старецъ О. Адріанъ, келлію котораго я только что оставилъ, простившись съ нимъ. Старецъ былъ въ бѣломъ одѣяніи или хитонѣ. Величественно и радостно онъ слѣдовалъ по этому предивному ковру и шелъ не ногами, а какъ бы на колѣняхъ, невидимой силой влекомый, плавно и торжественно возвышаясь поднимался всё выше и выше отъ земли къ небеси. Я не могъ оторваться отъ этого дивнаго о зрѣлища, но почему-то дальнѣйшаго я былъ недостоинъ узрѣть, сонъ мой сразу какъ-то пресѣкся и я, проснувшись, недоумѣвалъ. Что же такое означаетъ это удивительное сонное видѣніе? Мои размышленія прервалъ болящій старецъ О. Вонифатій, въ келліи котораго я задремалъ. «Братъ Никита! Что это такое творится у моего сосѣда О. Адріана? — спросилъ онъ меня. Тамъ происходитъ какое-то служеніе, я слышу тамъ прекрасное пѣніе, ужъ не молебенъ ли у него братія по его просьбѣ служатъ? Подика посмотри, что тамъ дѣлается у него?» Я пошелъ. Отворивъ въ его келлію дверь, вижу, что въ келліи у него никого нѣтъ, а самаго старца обрѣлъ съ пріятнымъ и радостнымъ лицомъ, мирио почившимъ о Господѣ. Воистину, скажемъ мы словами псалмопѣвца, честна предъ Господемъ смертъ преподобныхъ Его (Пс.115, 6). Блажени мертвіи, умирающіи о Господгъ отнынѣ. Ей, глаголетъ духъ, да почіютъ отъ трудовъ своихъ (Апок. 14, 13). Скончался О. Адріанъ 14-го Марта 1883 года, а отецъ Вонифатій — 16-го Марта того же 1883 года. 22. ЯВЛЕНІЕ ПРЕПОДОБНЫХЪ СЕРГІЯ И ГЕРМАНА СОМНѢВАЮЩЕМУСЯ ИНОКУ