Рукописный Валаамский патерик

Предисловiе

Печать Валаама

ВЕЛИКЪ МІРЪ Божій, много въ немъ живетъ всякаго рода людей, но большинство изъ нихъ не знаютъ истиннаго Бога, Творца сего міра и поклоняются ложнымъ богамъ. Много есть въ мірѣ и во Христа вѣрующихъ людей, но не всѣ они содержатъ истинную Апостольскую Православную вѣру, да и среди православныхъ-то немногіе живутъ богоугодно и благочестиво. Монашествующихъ среди Православія еще менѣе, но и среди нихъ еше меньше живущихъ строго по-монашески, блистающихъ добродѣтельнымъ житіемъ, а темъ болѣе отмѣченныхъ отъ Бога благодатными дарами и духовной силой. Посему, какъ для людей вѣка сего пріятны и дороги золото, брилліанты и т.п., такъ и для людей глубоко вѣрующихъ драгоцѣнны тѣ люди, кои искренно угождая Богу и работая Ему день и ночь, сподобились принять отъ Него благодатные дары, видимые или сокровенные, поэтому и Премудрый сказалъ: Похваляему праведнику возвеселятся людіе. И вотъ, боголюбивыя и вѣрующія Христіанскія души, слушая или читая сказанія и повѣсти о житіяхъ мужей богоугодныхъ и высоконравственныхъ, духовно утѣшаются и веселятся. Для нихъ эти сказанія, по выраженію библейскому, такъ сладки, какъ сотове медовніи (Притч. 16, 24). Эти Души добродѣтельныхъ христіанъ воистину уподобляются пчелѣ, садящейся на цвѣтокъ и извлекающей изъ него медъ, а не тѣмъ грѣхолюбцамъ, кои, подобно навозной мухѣ, любятъ противоположные добродѣтелямъ пороки. Но какъ въ мірѣ вещественномъ всё обыкновенное и безцѣнное всюду вездѣ мы видимъ и своими ногами попираемъ, драгоцѣнное же не скоро увидимъ, вездѣ оно спрятано, такъ точно и въ духовномъ мірѣ истинную добродѣтель и святость очень трудно сразу найти, надо поискать и потрудиться, такъ какъ всё дорогое скрывается изъ боязни похищенія, какъ и Св. Отцы сказали: «Сокровище объявляемое, окрадываемо бываетъ»; а посему, боясь этихъ татей, истинные подвижники тщательно скрываютъ и утаиваютъ своё внутреннее богатство, боясь, чтобы чрезъ людскую похвалу и славу не лишиться отъ Бога вѣчной славы и царства.

Здесь мы, съ Божіей помощію, собрали, хотя не сокровенные подвиги и сердечное дѣланіе монаховъ, потому что тайное вѣдомо только Единому Сердцевѣдцу Богу, но всё же отрадные факты изъ ихъ жизни, проливающіе нѣкоторый свѣтъ на ихъ внутреннюю жизнь и духовную высоту, а также описали дивные случаи и чудесные событія и явленія изъ загробнаго міра. Всё здѣсь написанное произошло или на нашей памяти, или же услышано нами отъ лицъ, жившихъ прежде насъ, и происшедшее было въ ихъ время и на ихъ глазахъ.

Усердно просимъ отнестись снисходительно къ нашему слабому труду и простить, если въ чемъ-либо невольно погрѣшили. Цѣль нашего писанія была такова: принести хотя малую нѣкую духовную пользу читающимъ сей Валаамскій Патерикъ, и если кому-либо мы доставили хотя малую какую-нибудь крупицу духовной пользы, то слава Богу, поспѣшествовавшему намъ въ этомъ трудѣ — цѣль наша достигнута.

1. О БЛАГОУХАНІИ ЧЕРЕПА ОТЦА КЛЕОПЫ

Въ 1893 году, въ Большомъ скиту Всѣхъ Святыхъ скончался монахъ отецъ Арсеній (фотографъ). О. Игуменъ Гавріилъ благословилъ похоронить его въ томъ же скиту, гдѣ онъ много лѣтъ жилъ и подвизался. Стали копать для него могилу рядомъ съ Іеросхимонахомъ Клеопой, умершимъ ещё въ 1816 году, бывшимъ ученикомъ великаго старца Паисія Величковскаго, дѣлателя Іисусовой молитвы и вообще старца высокой духовной жизни. Во время копанія его могилы послушники вдругъ ощутили сильное пріятнѣйшее благоуханіе, которое ощущалось всѣми и чѣмъ дальше тѣмъ сильнѣе, чему они очень удивлялись. Когда работа ихъ близилась къ концу, то сбоку изъ сосѣдней могилы выпалъ человѣческій черепъ, чистый, темнаго восковаго цвѣта. Благоуханіе ещё болѣе усилилось. Братія тогда послали за старцемъ О. Ѳеофиломъ, управляющимъ въ то время скитомъ. Послѣдній пришелъ и распорядился позвать Іеросхимонаха Алексія и прочихъ скитскихъ старцевъ. Отецъ Алексій поспѣшилъ прийти къ могилѣ, и когда увидѣлъ черепъ и почувствовалъ дивное благоуханіе, то съ великою радостію взялъ въ руки черепъ и сказалъ предстоящимъ братіямъ: «Это глава святаго старца Іеросхимонаха Клеопы». Затѣмъ сказалъ главѣ, какъ бы обращаясь къ живому лицу: «Отче Клеопа! Христосъ посреде насъ!» — и, перекрестившись, съ любовію нѣсколько разъ поцѣловалъ голову, и долго всѣ любовались пріятнымъ видомъ главы и восторгались чуднымъ ароматомъ, и послѣ сего, по желанію всехъ скитскихъ старцевъ, отслужили панихиду по блаженномъ старцѣ Іеросхимонахѣ Клеопѣ и, вложивъ бережно главу его на свое мѣсто, прикрыли землею. Іеросхимонахъ Клеопа, какъ извѣстно, пришелъ на Валаамъ въ 1811 году, а почилъ о Господѣ въ 1816 году. 2. О ЖЕЛАНІИ СМЕРТИ О. АНТИПЫ I Iеросхимонах Антипа I Когда приблизился къ смерти жившій въ скиту Всѣхъ Святыхъ 17 лѣтъ старецъ Іеросхимонахъ О. Антипа, провождавшій аскетическую и молитвенную жизнь, подвизавшійся ранѣе на Аѳонѣ, говорили, что правило его келейное начиналось съ 12-ти часовъ ночи и оканчивалось къ 12-ти часамъ дня. Когда онъ, заболѣвши, ослабѣлъ, то братія скитская и монастырская приходили къ нему посѣтить его и попрощаться съ нимъ. Пришелъ и хозяинъ скита монахъ О. Ѳеофилъ и, желая повеселить больного старца, какъ обычно дѣлаютъ съ сильно больными людьми, утѣшая его, сказалъ: «Ничего, старецъ, не унывай, ты ещё поживешь съ нами, не скоро ещё умрешь; желаю тебѣ поправиться и тогда снова, какъ и раньше, будешь жить въ добромъ здравіи». — «Что ты, что ты это говоришь, Отецъ Ѳеофилъ! серьезно возразилъ старецъ,— напрасно ты мнѣ желаешь, чтобы я поправился, развѣ мало я жилъ на этомъ свѣтѣ и всё ради Бога претерпѣлъ: и скорби, и напасти, и болѣзни. Нѣтъ ужъ, довольно мнѣ жить, я желаю умереть, пора, пора мнѣ окончить земную жизнь, чтобы, по милости Божіей, успокоиться отъ всего и со Христомъ быть неразлучно во вѣки. Не желай и не моли Бога, чтобы я поправился, — заключилъ благодушно старецъ О. Антипа, мнѣ пора уже и отойти къ отцамъ моимъ!» Вскорѣ же старецъ мирно почилъ о Господѣ 10-го Января 1882 года. Такъ-то относятся къ смерти добрые иноки-подвижники, они желаютъ скорѣй разрѣшиться отъ тѣлесныхъ узъ, чтобы соединиться со Христомъ навсегда, и душа ихъ изъ этого суетнаго и многоскорбнаго міра рвется какъ изъ чужой страны на родину, отлѣтая въ иной лучшій міръ, куда уже давно стремились они всѣмъ своимъ существомъ, и душой и сердцемъ, какъ олень жаждущій стремится къ водѣ, такъ и они жаждутъ видѣть своего Господа. 3. О ПОСТѢ СТАРЦА ІЕРОСХИМОНАХА О. АНТИПЫ I О томъ же старцѣ Іеросхимонахѣ Отцѣ Антипѣ говорили, что, будучи постникомъ, онъ всю первую недѣлю Великаго поста совершенно не вкушалъ пищи вплоть до Субботы и тогда уже, послѣ причащенія Святыхъ Христовыхъ Таинъ, разрѣшалъ свой постъ. Такого правила держался старецъ много лѣтъ, но однажды, какъ онъ самъ послѣ говорилъ одному близкому къ нему по духу иноку: «Я какъ бы мысленно потщеславился своимъ подвигомъ и при наступленіи поста не попросилъ у Господа помощи на этотъ подвигъ, но, самонадѣянно полагаясь на свои силы и многолѣтній опытъ, началъ св. Четыредесятницу. И что же, съ перваго же дня я настолько ослабѣлъ и изнемогъ, что при всемъ моемъ желаніи никакъ уже не могъ поститься, но на второй же день поста принужденъ былъ вкусить немного пищи и тѣмъ укрѣпить свое изнемогшее тѣло. Такъ-то Господь смирилъ меня, и я узналъ и убѣдился, что безъ помощи Божіей мы ничего добраго дѣлать не можемъ».