Мы с о. Ф. и Г. искали в святцах святую Варсонофию, но не нашли, однако ты не сомневайся сие имя носить. У святителя Димитрия есть письмо к монахине Варсонофии. Бог, убо, тебя благословит сим именем! Буди Варсонофия тезоименитая святителю Варсонофию, Казанскому чудотворцу, коего память совершается 4 октября, коего святым молитвам и я себя вручил и тезоименит бываю ему; до конца жизни буди Варсонофия.

Прости, друг мой! Пора на почту. Мир тебе и благословение!

Грешный архимандрит Варсонофий

7 октября 1825 года. Старая Руса

Письмо 21

Преподобнейшая мать Варсонофия, прелюбезное по Духу чадо!

Мир тебе и благословение от Христа Бога и Спаса нашего! Тебе грустно, как ты пишешь в письме от 21 ноября, а мною полученном 3 декабря сего. Тако ли ты течеши вослед Спасителя нашего Бога, с веселием и благим сердцем? Како не проразумеваеши, яко сие есть дело сатанинской детели? Господь у Исаии пророка о рабех Своих говорит так: потекут и не утрудятся(263). Дщи возлюбленная! Не давай места супостату диаволу: возводи очи свои часто ко Христу Богу и Его Пречистой Матери и моли благоутробие Их, да разгонят Сами Они, как знают, всякое омрачение ума твоего, от действа диавола составляемое, и просветят его осиянием Своего Божественного светолития. Чадо, верю, что сердце твое может уязвляться печалию. Сам Господь и Бог наш Иисус Христос сказал ученикам Своим, а в лице их и всем верным рабам Своим: в мире скорбни будете(264). Проходило оружие посреди души и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы. Кто ж и из праведников не был причастен злоключениям века сего? Все в пещи злостраданий, яко злато в горниле, искусились; и чем кто более претерпел искушений и бедствий в мире сем с благодарением к Богу, тем светлейшие восприяли себе венцы от праведного мздовоздателя Бога. Читай жития святых, читай беседы Златоустовы, святое Евангелие, Ветхий и Новый Завет, Ефрема Сирина, Василия Великого, Димитрия Ростовского; можешь заняться во время благопотребно и книгами Тихона, епископа Воронежского, читай сии и других святых Отцов нашей Восточной Церкви и великую отраду иметь будешь во всяких приключающихся тебе скорбях. Но на всякое время имей во устах молитву Иисусову и призывай на помощь Царицу Небесную Госпожу Богородицу, тогда воссияет в душе твоей радость, яко светлое утро, и всякая скорбь будет для тебя не скорбь, лишение — не лишение, уничижение — не уничижение, болезнь — не болезнь; все тяжкое мира сего будет тебе легко: ибо ожидание будущих благ и чаяние восприятия неувядаемой славы в будущем веке услаждать станет сердце твое; а размышление, что чем более кто здесь постраждет, тем светлее увенчается по смерти, сделает тебя мужественною во всяких злоключениях и готовою к подъятию оных. Воистину сбудется тогда и на тебе слово Господне: потекут и не утрудятся(265). Буди с тобою помощь Божия! Мир тебе и благословение! Будь спокойна. Сие же приобрести ничем иным можешь, как только молитвою, прилежным чтением Святых Писаний, воздержною жизнию и трудолюбием.

Всеусердный твоего спасения желатель и грешный богомолец архимандрит Варсонофий. 5 декабря 1825 года. Старая Руса Письмо 22 Возлюбленное ми чадо о Христе Иисусе, преподобнейшая мать Варсонофия! Ты спрашиваешь в письме своем, друг мой, чаще ли тебе приобщаться Тела и Крови Христовой, или отлагать, когда придут на тебя разные смущения, а особливо гнев ко всем? Я тебе на сие отвечал, помнится, что надобно удерживаться от гнева, приступая к такому великому таинству; но ежели ты, призывая Господа Иисуса и Пречистую Его Матерь на помощь, борешься со гневною страстию и другими смущениями, а они тебя не оставляют, однако ты и в таком случае не отступай от своего благого предложения напитати душу свою и тело Телом и Кровию Христовою; но и в самой борьбе оной приступай смело к Пречистым Тайнам; ибо враг, ежели не прежде, то, по крайней мере, отбежит от тебя, посрамлен, во время литургии святой, на которой ты готовишься принять Святые Тайны, непременно уже тогда отриновен будет огнем, палящим его, от Святых Тайн. Только ты крепись, бодрствуй, мужайся, призывая на помощь Христа Спасителя и всепетую Его Матерь. Како не уведала ты, яко сие от неприязненного врага диавола? Чтоб избыть тебе от гневной страсти, то пред тем временем сиди более в келье и молчанию прилежи, занимаясь приготовлением себя ко причащению чрез чтение молитв и святых книг; также что нужно сделать по келье, например, истопить и убрать ее, дабы самая опрятность в келье, тобою видимая, напоминала и убеждала тебя и душу свою, и всю жизнь вести столь же чисту и исправну. Еще остается тебе сказать в дополнение к ответам моим на последнее твое письмо. Упоминаешь ты в письме оном, что тебе стыдно сказать, что ты по повелению матери Феофании много поклонов положила пред Богом. Не стыдись, чадо, свои прегрешения исповедать, не говорю пред Богом, но и пред человеками: ведай, что и сие есть кознь диавола. Слово Божие говорит: Праведник сам себе оглагольник(266). Или не ведаешь, что чего здесь не откроешь отцу духовному, или наставнице, или игуменье, то пред всеми Ангелами и человеками на Страшном суде Христовом объявлено будет? Тогда всяко не умолчит клеветник наш диавол. Помысли, убо, который стыд легче перенести, здешний ли — пред одним человеком, имеющим такие же прегрешения, как и ты, а может быть, и большие, или оный всемирный — пред Ангелами и человеками? Притом здешним духовным отцам повелел Господь седмьдесят седмерицею на день согрешающим и кающимся отпущать грехи, без объявления их отнюдь другому кому-либо; а там уже будет один лишь суд и воздаяние, кто что заслужит, живя в мире сем, там не скажет уже никто: иди покайся или Бог простит, впредь точию не твори сего; но кийждо или прославится или осудится,— и не будет уже милующего никого. Какое разнствие! Какая милость Божия к человеку, когда Он старается здесь всякое прегрешение, о нем же срамно б и глаголати, с радостию исповедать духовному отцу или духовной матери! Ей, за сие не токмо не помянутся все прегрешения в час смертный и на всемирном и Страшном суде Христовом, но и паки мил деется Отцу Небесному, паки перстень на руки и сапоги на ноги приемлет и сожитель святых Ангелов бывает. Слава премногому милосердию Христа Бога нашего!