Епископ Феофан даже составил молитву св. Исааку, чтобы он помог нам понимать его спасительное учение. Вообще св. отцы с своего опыта, от чувств писали, и понимается их учение теми людьми, которые работают над своим сердцем.

Испрашивая на вас Божие благословение!

Письмо 7

14.8.1945 г.

Христос посреди нас! Твое почтенное письмецо я получил и прочел с любовью. Хорошо, что ты стремишься к духовной жизни, но старайся духа не угашать; хотя вам и труднее развивать духовную жизнь в миру, но стремящимся Господь поможет. Святой Иоанн Листвичник удивляется странному в нас состоянию: почему имея помощниками для добродетели и всесильного Бога, и ангелов, и св. человеков, а на грех только одного беса лукавого, все же удобнее и скорее преклоняемся к страстям и порокам, нежели к добродетели? Вопрос остался открытым — святой не хотел нам объяснить. Однако, можно догадываться, что наша природа, порченная преслушанием, и мир со своими разными соблазнами ошеломляющи, помогают дьяволу, и Господь не нарушает наше самовластие. Нам должно стремиться к добродетели насколько хватит наших сил, но устоять в добродетели состоит не в нашей власти, а в Господней, Господь хранит не за наши труды, а за смирение: "Где случилось падение — там предварила гордость", говорит Лествичник.

Но Господь по своему милосердию дал нам, немощным, покаяние, ибо наша порченная природа очень и очень склонна ко греху. Св. отцы своим опытом изучили до тонкости нашу природу, утешают нас и подробно изложили в своих сочинениях способ борьбы со грехом.

Теперь у тебя есть книжица "Невидимая брань", посматривай в нее почаще. Относительно молитвенного твоего правила умудряйся сама, только чтобы было не на ветер, как бы только выполнить. Старайся внимательно. Не лучше ли сократить, чем со смущением выполнять и быть рабом у правила? Это не моя мысль, а св. Исаака Сирина. И в "Невидимой брани" это писано, только не помню в которой главе.

Твой недостойный сомолитвенник. Письмо 8 11.2.1946 г. Честнейшая о Господе! По Божией милости я здоров, после обеда часа на 2 хожу дрова пилить. Не пугайся, что у тебя нет благоговения в молитве, хорошо и спасительно, что нудишь себя молиться; загляни в Лествицу: сл. 28 и гл.29. Бога не представляй очень строгим. Он очень милостивый, знает нашу человеческую немощь, святых отцов мы должны благоговейно чтить, ибо они особенные избранники Божии, а чтобы не смущаться, что мы не можем подражать им, загляни в Лест. сл. 26, гл. 125. Я тоже желаю, чтобы Господь сподобил тебя жизнь окончить в монастыре. Будем молиться и надеяться, что он осуществит наше желание, теперь пока поживи с Н.Н. Послужи ей по 5-ой заповеди. К монастырской жизни припасай терпения не один воз, а целый обоз. Безграмотные мои письма мне не нравятся; вот я написал тебе, чтобы уничтожила их, а если по смирению своему хочешь хранить, пусть остаются у тебя. Пиши мне, не стесняйся, всегда отвечу, насколько вразумит меня Господь. Иногда смущает меня мысль: "Зачем переписку веду, безграмотный, с образованными?". Будем надеяться, что мы с тобой, Бог даст, увидимся, тогда побеседуем. Святоотеческое писание направлено к трем степеням духовного совершенства: к младенцам, средним и совершенным, а как мы с тобой младенцы, нам требуется и полезна мягкая пища, вот и извлекай оттуда классы духовные, согласно своего возраста.