Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

См.: Алфионов. Указ. соч. С. 61-62.

542

Кроме вышеупомянутого римского пресвитера Гая, составление Апокалипсиса приписывали Керинфу еще алоги, отчасти вследствие связи его с Евангелием от Иоанна, которое они также приписывают Керинфу, отчасти вследствие непонятных символов и видений, в которых они не находили практического и назидательного смысла. Ср.: Dittrich. Op. cit. S. 76-77.

543

Откр. 22, 7-8.

544Осторожность св. Дионисия в суждении о втором и третьем послании дала повод Морицу (Denys d'Alexandrie. Paris, 1881. P. 103, η. 2) утверждать, будто св. Дионисий не признавал подлинности второго и третьего посланий; между тем, ясно, что если бы сам св. Дионисий не признавал эти послания принадлежащими Иоанну, то не стал бы указывать на сходство их с Евангелием и соборным посланием Иоанна.545В заключительных словах св. Дионисия τούτω δέ Αποκάλυψιν μένέωρακέναι καί γνώσιν είληφέναι и т. д. речь идет, очевидно, о составителе Апокалипсиса, которого св. Дионисий противополагает евангелисту Иоанну. Между тем, в русском переводе «Церковной истории» Евсевия (СПб., 1848. Т. I. С. 444) словам этим придан такой смысл, будто св. Дионисий продолжает речь о составителе Евангелия и послания.546Майер, например, усматривает в исследовании Дионисия «несомненное положительное стремление к отрицательному результату». См.: Dittrich. Op. cit. S. 79.547Один из защитников апостольского происхождения Апокалипсиса, Münster, прямо обвиняет Дионисия в намерении унизить Апокалипсис в глазах своих читателей, для чего, будто бы, св. Дионисий и упомянул в начале своего исследования о мнении людей, считавших Апокалипсис произведением Керинфа и не находивших никакого смысла в содержании этой, книги. Что же касается тех слов св. Дионисия, в которых он высказывает уважение к Апокалипсису, то Münster не поколебался признать их недобросовестными, хотя и не приводит положительно никаких оснований в подтверждение своего странного, чтобы не сказать более, мнения. Ср.: Foerster. De doctrina et sententiis Dionysii Magni. Berolini, 1865. P. 34-35.548Мн. 1,14; / Ин. 1, 1-2; Откр. 1,2.549Ин. 19,31-37; ср.: Откр. 1,7.550Migne. PL. Т. XXIV. 1845. Col. 627.551Haereticarum fabularum liber II. Cap. Ill; Migne. PG. T. LXXXIII. Col. 389.552Иероним. De viris illustribus. Cap. XVIII. См.: Migne. PL. Т. XXIII. 1845. Col. 637.553Евсевий. Церковная история. III, 39.554Там же. III, 24 и 39.555Иероним. Praefatio in librum XVIII commentariorum in Isaiam prophetam; см.: Migne. PL. Т. XXIV. 1845. Col. 627.556Подробное изложение споров о крещении еретиков читатель может найти в не раз уже цитированном сочинении А. В. Молчанова «Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви». Казань, 1888. С. 135-157. Впрочем, история этих споров доведена здесь только до смерти папы Стефана и св. Киприана Карфагенского.55746-е и 47-е Апостольские правила хотя и касаются вопроса о крещении еретиков и выражают мысль о недействительности еретического крещения, однако не заключают в себе ясных указаний на то, все ли еретики имеются в виду здесь или только некоторые. Ср.: Молчанов А. В. Указ. соч. С. 135, прим. 2.