Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

558

Тертуллиан. De baptismo. Cap. XV: «Haeretici autem nullum habent consortium nostrae disciplinae, quos extraneos utique testatur ipsa ademptio com-municationis. Non debeo in Ulis cognoscere quod mihi est praeceptum, quia non idem Deus est nobis et illis, nec unus Christus, id est idem, ideoque nec baptis-mus unus, quia non idem: quem quum rite non habeant, sine dubio non habent: neccapit numerari, quod поп habetur. Ita пес possunt accipere, quia поп habent». См.: Tertulliani Opera. Lutetiae, 1634. P. 262.

559

Ср.: Hefele. Conciliengeschichte. Freiburg, 1855. Bd. I. S. 78-79. Впрочем, по мнению других писателей, собор при Агриппине был в 200 г. Ср.: Dittrich. Op. cit. S. 83, Anm. 2.

56060-е письмо св. Киприана, к Юбаяну, о крещении еретиков. См.: Творения св. Киприана в русском переводе. Т. II. С. 286. Ср. письмо 58-е, к Квинту. Там же. С. 280.561Stromat. Lib. I. Cap. 19: «To βάπτισμα τό αιρετικών ούκ οίκεΐον και γνήσιον ϋδωρ». См.: Migne. PG. Т. VIII. Col. 813.562Hefele. Op. cit. Bd. I. S. 81-82.563Послание Фирмилиана к Киприану. См.: Творения св. Киприана в русском переводе. Т. II. С. 324-338. Фирмилиан упоминает здесь только о соборе в Иконии (С. 328), но можно думать, что и Синнадский собор происходил около того же времени; св. Дионисий в послании к Филимону (Евсевий. Церковная история. VII, 7) оба собора называет вместе.564Евсевий. Церковная история. VII, 2-3.565Ср.: Döllinger. Hippolytus und Kallistus. Regensburg, 1853. S. 189-194.566' 58-е письмо, к Квинту, и 60-е письмо, к Юбаяну. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 278-279,300-301.56758-е письмо св. Киприана, к Квинту, и 61-е письмо, к Помпею. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 279, 310. Ср. послание св. Дионисия к Филимону у Евсевия (Церковная история. VII, 7).56858-е письмо св. Киприана, к Квинту, о крещении еретиков. См.: Там же. С. 278.56960-е письмо св. Киприана, к Юбаяну, где св. Киприан сообщает о постановлениях первого и второго Карфагенских соборов по вопросу о крещении (Там же. С. 284). То же постановление утверждено было и на третьем Карфагенском соборе. См.: Sententiae episcoporum LXXXVII de haereticiis baptisandis. Migne. PL. T. III. 1844. Col. 1052-1078.57058-е письмо св. Киприана и другие письма по вопросу о крещении еретиков. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 278,281,283,310 и др.57162-е письмо св. Киприана, к Магну, о крещении новациан. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 311—324.57260-е письмо св. Киприана, к Юбаяну, где св. Киприан сообщает о постановлениях первого и второго Карфагенских соборов по вопросу о крещении (Там же. С. 284). То же постановление утверждено было и на третьем Карфагенском соборе. См.: Sententiae episcoporum LXXXVII de haereticiis baptisandis. Migne. PL. T. III. 1844. Col. 1052-1078.573Эту мысль мы встречаем не только в послании Киприана к Стефану (см.: Творения св. Киприана. Т. И. С. 284), но и в послании к Магну (Там же. С. 324), и в послании к Юбаяну (Там же. С. 300-301), и в речи св. Киприана на третьем (по вопросу о крещении) Карфагенском соборе, в которой св. Киприан приглашал собравшихся епископов свободно высказать свои мнения, «не осуждая никого и не лишая права общения, хотя бы кто мыслил и неодинаково с другими». Sententiae episcoporum LXXXVII de haereticiis baptisandis. Migne. PL. T. III. Col. 1053-1054.