Споры об Апостольском символе

Burckhardt. Die Zeit Constantin’s des Grossen. Zweite Ausgabe. Leipzig,1880.

Briezer. Constantin als Religionspolitiker. Gotha, 1880. S. 12.

Marquardt. Romische Staatsverwaltung. 1878. Bd. III. S. 113.Zosimi Historiarum libri VI. Ed. Bonn. II. P. 31.Chronicon Paschale. Ed. Bonn.Curtius. Grundziige der griech. Etymol. 1858. Theil. I.Lasaulx. Untergangdes Hellenismus. 1854. S. 48.Cod. Theod. XII, tit. 1, № 21; tit. 5.Точное заглавие сочинения Мансо такое: Leben Constantins des Grossen. Breslau, 1817.Tillemont. Hist, des Impereurs. 1709. IV, 1. 400.De mensibus Graec. IV, 2. Ed. Bonn. P. 52.Keim. Der Uebertritt Constantins desGr. zum Christenthum. Zurich, 1862. S. 93.Panegyr. Ill / / Migne. PL. Т. XIX.Panegyr. VIII / / Ibid. Col. 403.Panegyr. // Migne. PL. Т. XIX. Col. 591.Письмо к епископам Арелатского собора / / Migne. PL. Т. VIII. Col. 490.Geschichte der Volkerwanderung. 1880. Bd. Ill, 2 Auflage.См. статьи Grisar’a: Die vorgeblichen Beweise gegen die Christlichkeit Constantins / / Zeitschrift furkathol. Theolog. 1882. Heft IV.Впервые опубликовано в журнале «Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения». 1886, январь. С. 77–102.Op. cit. 2–te Auflage. S. 448.Zeitschrift fur Kirchengeschichte. 1885. Heft 3.Hist, eccles. IX, 9; De Caud. Constant. IX, 8; Vita Const. I, 40.Op. cit. 2–te Aufl. S. 351.Tertull. Apol. 16; Ad Nat. I, 12.Wietersheim. Geschichte der Volkerwanderung. Bd. III. S. 232; Brieger. Op. cit. S. 45.В доказательство своей мысли указывают на надписи. См.: Lipsius. Chronologie der rom. Zischofe. S. 251.«Вы (христиане) поклоняетесь деревянному кресту и изображения (εικόνας) его делаете на дверях своих домов». См.: luliani Contra christ. quae supersunt. Ed. Neumann. I. S. 196.Один языческий панегирист Константина говорит: Tibi, Constantine, nuper senatus signum dei et paulo ante Itaid scutum et coronam, cuncto aurea, dedicarunt (Тебе, Константин, недавно сенат знак (знамя) Божье и немного раньше Itaid (?) этого (?) щит и венец, целиком золотой (auream?), посвятили (анаколуф: вместо «сенат посвятил») {лат.). — Ред.).Прекрасное разъяснение по этому вопросу можно найти у Ranke (Wesgesch. IV, 2. S. 256 ff.), а также здесь можно найти характеристику историографических воззрений Евсевия.Zosimi Historiae. Lib. II, 31. — Оставляем без рассмотрения заметку Иоанна Малалы (XIII. S. 324. Ed. Bonn.), что Константин сохранил находившиеся в акрополе храмы Гелиоса, Артемиды и Афродиты, предварительно обобрав их. Это значит, что они потеряли свое назначение быть святилищами для языческого богослужения. Поэтому о них здесь не может быть речи.Бригер (S. 20) к числу «некоторых языческих храмов новой столицы» относит и святилище Диоскуров. Подобным же образом поступают Лазо и Герцберг.Fragmenta hist. Graec. Ed. С. Muller. Parisiis. Vol. IV. P. 149. Исихий жил во времена императора Анастасия (в конце V и нач. VI в.).