Православие и современность. Электронная библиотека-Протоиерей Василий Изюмский-ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ЦЕРКОВЬ-© Лествица

Конечно, это радует и вдохновляет пастырей церкви, но в то же время их беспокоит и волнует тот факт, что основная масса новокрещенных, взрослых людей, приняв святое Таинство Крещения и не усвоив сути христианской жизни, не считает своею первейшей необходимостью отныне быть живым членом православной церкви.

Неофитам, возрожденным к новой жизни, надо понять, что церковь - живой организм, телом которого является сам Христос - глава и основатель этой церкви, а верующие в него христиане - члены этого тела. И тот, кто не живет в церкви, мало общается с ней, теряет живительную силу, лишается благодатной помощи и, постепенно увядая, умирает для духовной жизни.

Наблюдая сегодняшних верующих христиан, нельзя не заметить, что их общение с церковью сводится подчас к возжиганию свечей пред иконой или в лучшем случае к заказам молебнов. Они считают, что таким образом выполняют свой долг перед Богом. То обстоятельство, что они лишают себя самого главного - литургической жизни и молитвенного общения в богослужении церкви, не вызывает у них беспокойства.

Но, как говорят нам святые Отцы, истинная жизнь возможна лишь при условии соединения со Христом в таинстве Евхаристии, причащении святого Тела и Крови Господа, только при таком единении со Христом и совершается единение людей друг с другом, то есть создается единое тело Церкви. Из этого следует, что христианская жизнь по существу своему церковна. Поэтому, согласно заповеди Божией о почитании праздничного дня, каждому христианину вменяется в обязанность быть в храме Господнем во все Воскресные дни и, конечно же, во все великие праздники, которые чтут христиане всего мира.

Вне Церкви нет спасения

Если это так, то как можно пренебрегать хождением в храм Божий, где невидимо присутствует своим духом сам Господь наш Иисус Христос. Ведь он пришел в этот мир, чтобы обновить и возродить к новой жизни растленное грехом естество человеческое, и вверил это величайшее дело своей благости, милосердия, правды и премудрости своей Церкви. "Дух Святый, вошедший в мир и действующий в Церкви чрез священнослужителей, богослужение, проповедь, таинства, совершает это обновление непрестанно. Только в церкви заключается эта обновительная сила, вне церкви ее нет и быть не может".

Также и св. Киприан Карфагенский утверждает, что вне церкви нет жизни, а значит - нет и спасения. Но если нам дорога наша душа бессмертная и благополучие временной земной жизни, надо немедля стать живым членом святой церкви Христовой. Ведь Господь наш Иисус Христос устроил на земле церковь для того, чтобы она вела всех людей ко спасению и вечной жизни. И если ты становишься членом этого святого общества, то тем самым ты обязан с любовью повиноваться святой церкви и исполнять ее уставы и указания. Если ты любишь Христа не на словах, а на деле, то не можешь не любить и Его церковь, которую Он сам устроил и сказал: "Создам церковь Мою и никакие силы зла не одолеют ее", свидетелями чего являемся и мы, живущие в конце второго тысячелетия по Рождестве Христовом. Итак, ясно, что вне церкви и без церкви невозможна христианская жизнь. Без церкви нет истинного христианства. Но само по себе одно христианское учение не может дать спасение человеку. В древности уверовать во Христа, сделаться христианином, значило присоединиться к церкви, что подтверждает и книга Деяния Апостолов: "Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви". Поэтому кто удаляется от церкви, тот удаляется от Христа; чтобы быть ближе к Нему - иди в Его дом, в Храм Господень. Там ты услышишь Самого Христа, который, как бы предупреждая всех, говорит через святое Евангелие такие слова: "Если кто не послушает Церковь, то да будет он тебе, как язычник и мытарь". Т.е. такой человек будет лишен Его спасительной благодати, а значит - наследия вечной жизни. Может встать вопрос: что же такое благодать? Св. Праведный Иоанн Кронштадтский отвечает на этот вопрос так: "Это дар Божий, даруемый человеку ради веры во Христа, для спасения человека - христианина; благодать - сила заступающая, милующая, просвещающая, спасающая, располагающая ко всякой добродетели". Этот великий дар Божией благодати может получить всякий сознающий свою греховность через сердечную веру в Бога, посредством совершения трех святых таинств: Крещения, Покаяния и Причащения св. Тела и Крови Христовой. А это все подается в Церкви Христовой Его священнослужителями, восприявшими таинство Священства, т.е. через священное рукоположение, неразрывно идущее от св. апостолов и пребывающее до наших дней. Враг нашего спасения - диавол, зная всю спасительность нашего пребывания в лоне матери-церкви, всеми силами и коварством своим старается порвать эту связь. Цель у него одна - отдалить человека от Бога, т.е. погубить. Средства к этому у него многоразличны: ввести человека в грех, в соблазны через плотские страсти, через ложь и искушения мирскими пристрастиями. Поэтому надо крепко держаться за православную церковь как за якорь спасения, и тогда нам не будут страшны дьявольские ухищрения, ибо, находясь всегда в ограде церкви, мы будем реально чувствовать живую связь с Богом, Его защиту и помощь. Понимая, какое важное значение в нашей жизни имеет церковь, как важно её благотворное влияние, многие верующие, особенно из новокрещенных, приходят в Храм Божий, но чувствуют себя там как бы стеснительно, не очень уютно. В церкви всегда много народу, все там непонятно: где можно встать помолиться, чтобы не мешать другим, пред какой иконой надо поставить свечку, тем более что их там много. Часто плохо понятно, что читают, что поют. К тому же без денег в церковь не пойдешь: надо купить свечку, заплатить за просфору, за панихиду заказную, за молебен, положить и на тарелку как жертву на храм и так далее. Действительно, все, вместе взятое, в какой-то мере отпугивает людей, которые хотя и были крещены, но по разным причинам не смогли воспринять воцерковление, т.е. не прошли тот минимум познания церковной жизни, который заключает в себе правило поведения христианина в церкви, дома или в обществе.