Православие и современность. Электронная библиотека

В теперешней базилике св. Петра внутри одного пилона, поддерживающего купол, устроена часовня, посвященная св. Елене; здесь хранится плат Вероники. В некоторые торжественные дни св. плат износится для поклонения верующих. Когда сто лет тому назад - 6 янв. 1849 г. - нерукотворный лик был показан народу, все были изумлены ясностью изображения и заметили, что копии его, которые можно видеть почти в каждом католическом храме, довольно точно воспроизводят подлинник.

Итак, как на убрусе кн. Авгаря, так и на плате Вероники, чудесным образом изобразился лик Христов: на первом - прежде страстей, на втором - во время страстей; оттого на плате Вероники голова Спасителя обрамлена терновым венцом, и на челе - капли крови.

Здесь уместно подчеркнуть чудесность отпечатка лика Христова на том и другом плате. На плате кн. Авгаря отпечатлелся лик Христов после того, как Христос, умывшись, отерся им. Вероника отерла лицо Спасителя, покрытое потом и кровью. Но если думать, что влажный лик Христов мог оставить на платах свой естественный отпечаток, то этот отпечаток мог быть лишь бесформенно плоским и непомерно широким: выпуклое лицо человека на плате иным и не может отпечатлеться, когда все части лица прикоснутся к нему. Если же мы видим лик Спасителя отобразившимся на плате подобно тому, как на фотографической пластинке отпечатлевается всякий выпуклый предмет, то это - знак, что изображение произошло не в естественном порядке, а чудесно. Mirabiliter impressa.

Эти соображения о оверхестественном отпечатке лика Христова на платах Авгаря и Вероники необходимо будет нам иметь в виду в тот момент, когда мы будем говорить о третьем нерукотворном образе Спасителя, отпечатлевшемся на так называемой Туринской плащанице. А теперь сделаем небольшое отступление и укажем на то, что в Русской Прав. Церкви, хотя и нет другой службы нерукотворному лику Христову, кроме 16-го августа, но лик с плата Вероники можно повсюду ветретить. Так в иконостасе Троицкого собора Тройце-Сергиевой лавры был знаменитый нерукотворный Спас кисти Симеона Ушакова; это - образ Авгаря. Но в том же соборе за жертвенником - Спас кисти учеников Ушакова; это - образ Вероники. Спаситель в домике Петра Великого - тоже Вероники.

Третий нерукотворный лик Спасителя, который все чаще теперь можно встречать в католич. храмах, это лик с Туринской плащаницы. Здесь нет возможности рассказать подробно историю ея. Желающие пусть прочтут специальную литературу по сему вопросу. Но мы можем высказать нашу точку зрения на происхожение этого отпечатка всего тела Христова на плащанице. Произошел ли он естественным образом от испарений мертвого тела на полотно, покрытое смесью смирны и алое (Иоан. 19:39), или же, как на платах Авгаря и Вероники, изображение отпечаталось чудесным образом?

Если предположить первое, то надо будет сказать, что тело Христово было положено в гроб обнаженным, и плащаница одним концом лежала под ним, а другим - над ним; и что сударь (отдельный головной плат) не лежал ни на лице, ни на голове. Только при этих условиях могло отпечатлеться естественным образом тело Христово на плащанице. Но думать так нам не позволяет Бвангелие. Св. Марк говорит: "Иосиф купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе" (15:46).

И в Евангелии от Иоанна: "Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи" (19:40). Обратим внимание на это ценнейшее добавление евангелиста: "как обыкновенно погребают иудеи"! Оно дает нам право сказать, что при погребении Христовом все главное, что нужно было сделать с Умершим, по обычаю иудейскому, было сделано: и благовония положены, и тело обвито плащаницею, и сударь был на главе Его, как об этом упомянуто у Иоанна в разсказе о воскресении Христовом: "Вслед за ним приходит Симон Петр и входит во гроб и видит одне пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте" (20:6-7).

Чтобы для нас стало еще более убедительным все вышесказанное, сравним погребение Христово с погребением Лазаря. При погребении тело Лазаря было повито по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком (Иоанн. 11:44). Естественно предположить, что и тело Христово было повито плащаницею по рукам и ногам, и сударь не просто лежал на главе Его, но обвивал лицо и всю голову. Когда таким образом тело Христово было закрыто плащаницею и сударем, то отобразиться естественны м образом на одном куске полотна, как это видно на Туринской плащанице, оно не могло. И все таки это изображение, несомненно, Христово; и все знаки на нем - знаки страданий Христовых! Лик Христов царственно спокоен, хотя и носить следы удара по носу и глазу. Не только не хочется отвернуться от сего лика, носящего явные следы ужасного поругания, но чем больше смотришь, чем больше вглядываешься, тем глубже входит в душу мысль "Он язвен был за грехи наши и мучен был за беззакония наши" (Исаия 53:5). Но каким же образом произошло изображение? Чудесным образом: как на платах Авгаря и Вероники. Mirabiliter impressa! Лишь только мы примем это предположение, как снимутся все трудности, не будет разногласия с Евангелием, не будет нужды в искусственных толкованиях еванг. текста, не нужно будет оставлять Христово тело лежать во гробе обнаженным. Как ни мало было времени у Иосифа с Никодимом до захода солнца и начала великой субботы, но оставить дело, с любовью на себя принятое, незаконченным они не могли. Это бы равносильно тому, как если бы сейчас богатые люди похоронили своего друга раздетым и без гроба! Нас нисколько не должно смущать то, что на платах Авгаря и Вероники изображение позитивное, а на Туринской плащанице негативное. Если люди науки, когда их спрашивают, например, о возбудителях рака, отвечают не ясным указанием на какую нибудь бациллу, а длинными разсуждениями о перерождении тканей под влиянием многообразных причин и в конце концов добавляют, что при теперешнем состоянии науки этот вопрос не может быть окончательно выяснен, - то отчего и нам, людям веры, не сказать, что мы не знаем, от каких причин и в какой момент трех дней - от пятницы до воскресенья - отпечатлелось на плащанице тело Христово и именно негативным образом?! Это - тайна Божия, подобная той, которая окружает чудотворные иконы. Святая икона влияет на нас духовно, а почему и как она стала чудотворной, мы не исследуем. Господь Иисус Христос оставил нам Свои нерукотворные лики, чтобы мы чрез них еще больше полюбили Его и верили, что Он - подлинно Тот, Который приходил в мир грешников спасти.