Православие и современность. Электронная библиотека

Это, - говорит он, - дряхлые старики, и это в Америке никого не интересует. Америка любит свежесть и молодость.

Но когда взгляд его падает на икону св. Георгия Победоносца, то он с удовольствием готов приобрести ее.

- Это очень хорошо: в этом есть что-то спортивное!

Вторая статейка из греческого православного журнала "Ологос" под названием "Иисус не был хрупким созданием". В ней автор из обстоятельств жизни Христа в доме Иосифа-плотника выводит, что Он, несомненно, занимался тем же делом; а ремесло плотника, в особенности палестинского, где почти вся жизнь простого человека протекает под открытым небом, требовало крепких мускулов, могучей груди и вообще плотной комплекции. Потом, когда Спаситель выступил на проповедь, ежедневное общение с людьми, многочасовые речи к тысячам желавших Его слушать, внимание к каждому, ищущему хотя бы прикоснуться к Его одеждам, снисхождение даже к детям, тянущимся за Его благословением - все это требовало не только больших духовных сил, но и физической крепости.

Еще больше их требовалось, если вспомнить, что Он был постоянно окружен фарисеями и книжниками. Об их недоброжелательстиве Он знал и очень часто слышал их каверзные вопросы, на которые тотчас же должен был отвечать. И это непрерывное нервное напряжение, эта трата нервных сил должны были пополняться из физически крепкаго организма.

Автор заключает, что всякое изображение, рисующее Христа хрупким и слабым существом, не только не соответствует Евангелию, общецерковному преданию и здравому смыслу, но и непочтительно в отношении к Господу Иисусу Христу.

Наконец, третья заметка, принадлежащая перу популярного в Америке духовного писателя Н.В. Пил (Norman V. Peale), озаглавлена "Плотничьи инструменты". В ней автор говорит, что многие из нас выросли с неверным в душе образом Христа: признаем Его божественность, но не соединяем с ней силы, мужества, мужественности; что такия слова, как "Lamb" или "gentle" в приложении ко Христу, дают неверное направление нашему воображению и что многие художники из за этого рисуют Христа в слишком женственном облике.

Автору больше нравится другое изображение: твердый, выдающийся подбородок, резко очерченныя складки рта, решимость в глазах; ему бы хотелось, чтобы Христос-Спаситель и на самом деле был таков, чтобы Его могли признать своим вождем и теперешние люди, всюду ищущие силы, авторитетной динамичности, могущества. С таким Христом, - заключает Н.В. Пил, - мы нашли бы, что все в жизни очаровательно. Мне, православному человеку, никогда не приходилось задумываться над тем, каков был из себя, внешне, физически Христос-Спаситель. С детских лет мы, слыша Евангелие, изучая свящ. историю, сростались с духовным обликом Христа: Его милосер-дием, кротостью, невозмутимым опокойствием, жалостью к людям, в особенности к страдающим. Иконный облик Христа, всегда далекий от живой действительности, оставлял каждому свободу представлять себе Христа по-своему. В этой свободе есть какое-то соответствие с глубоким, часто бессознательным желанием нашего духа. Каждый, в меру своей духовности, своей любви к Христу, своего вкуса и воображения создает в своей душе внешний образ Христа. И никакой чужой образ его не удовлетворит. В особенности нас, православных, не может удовлетворить облик Христа, каким его представляет Н.В. Пил. Ведь если даже остановиться только на внешнем, то для деятельнаго, авторитетного человека совсем не обязательны энергичные черты лица и решимость в глазах. Для того, чтобы пристыдить фарисеев и заставить умолкнут книжников совсем не нужно было Христу обладать громовым голосом (как того хочется автору статьи в "Ологос"). Евангелие свидетельствует, что слово Его было "со властию", т.е. обладало внутренней убедительностью и авторитетностью, и никогда не упоминает о внешней эффективности голоса Христова. Есть у В.В. Розанова несколько строк о московском митрополите Филарете. В Кремле идет крестный ход. Митрополита, из за его небольшого роста, почти не видно, но у всех чувство, что центром всей массы духовенства и всего крестного хода является он. Розанов в восторге от мысли, что такая сила может быть в маленькой, хрупкой фигуре знаменитого московского Митрополита. - Его ума, - восклицает Розанов, - хватило бы на трех царских министров! Ему бы быть бессменным советником царя! Это вспомнилось потому, что уж очень хорошо на этом примере видно, как духовная сила совершенно свободна в выборе тех внешних форм, в которых она проявляется. Когда мы думаем о Господе Иисусе Христе, то Его Бого-человечность и совсем не нуждается, чтобы человеческое подчеркивало Его духовные качества. Они, по Евангелию, проявляются в знамениях и чудесах, а не в чертах лица или выразительном взгляде. "Дела, сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня" (Иоанн. 5:36).