Православие и современность. Электронная библиотека

"Не раздражайте детей ваших". Не доводите их до того, чтобы они могли возыметь на вас серчание, досаду, гнев! Гнев вообще греховен, а гнев на родителей еще грешнее. Родители, не вводите их в сей грех излишней строгостью, неразборчивой взыскательностью, несправедливым распределением вашей любви к ним, когда вы к одним из ваших детей мирволите и все им прощаете, а с других взыскиваете за каждую мелочь.

Вы обидели вашего сына или дочь, не скажу тем, что не пустили под праздник в театр, или не дали денег на вино, или взыскали за проступок, - но тем, например, что поднимаете на них руку и бьете их, когда следовало бы их считать взрослыми и щадить их самолюбие. Одно дело - наказать ребенка: чрез минуту-другую ребенок уже не помнит, что ему попало, и тянется к матери за лаской; и совсем другое дело - наказать юношу. Это наказание, пусть даже и заслуженное, ложится тяжестью на душу юноши, жестоко ранит его самолюбие, остается на долгое время горьким осадком в его сердце. После наказания сердце юноши как бы закрывается на некоторое время для родителей и не может больше воспринимать даже самых разумных и доброжелательных родительских советов и увещаний.

Родители, берите пример с отца из сегодняшней притчи! Он на требование своего сына мог бы ответить: "Погоди, сынок, еще рано делить имение - ведь я еще жив!" Или мог бы сказать еще строже: "Не будет тебе ничего, пока я жив; не хочешь жить со мною, - уходи, но тогда не получишь ничего и после моей смерти!" Он отдал без одного слова упрека все, что могло прийтись на долю его младшего сына. И своим великодушием облегчил ему возвращение. Если бы они расстались в неприязни, если бы сын ушел, затаив в сердце обиду на отца, то и в самую горькую и безнадежную минуту своей скитальческой жизни он, если бы и вспомнил про дом отчий, то лишь с озлоблением, с тем озлоблением, какое обычно живет в душе своевольной и нераскаянной. Но блудный сын вспоминает про отца с нежностью, с глубоким чувством своей виновности и раскаяния. Когда увлечения окончились, у корыта с рожками ему рисовалась картина родительского дома, дома - полной чаши. И воспоминания об отце, в особенности о последних часах пребывания с ним, может быть, о слезах, которые он видел на отцовских ланитах при расставании, с неудержимой силой повлекли его домой. Он еще был "на стране далече! но душа его уже лежала распростертой у ног отца.

Но говоря родителям: "Не раздражайте детей ваших", чтобы им легче было вернуться к вам после своих греховных увлечений, мы не хотим научить вас быть к ним снисходительными, даже когда они явно грешат. Нет, други мои! Ведь св. Павел не остановился на фразе: "Отцы, не раздражайте...", а тотчас же добавил: "Но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем!"

Хочешь ли, чтобы твои дети всегда были хорошими, чтобы распутия греха не привлекали их никогда? С детства воспитывай их в учении и наставлении Господнем, т.е. не только учи их тем наукам, которые дадут им кусок хлеба, но воспитывай их характер, внушая заповеди Божии, но учи их смотреть на все христианскими глазами и судить обо всем христианским умом.

Двадцать лет, а то и дольше, дети остаются на попечении родителей. Это для того, несомненно, чтобы родители имели полную возможность не только чему-то научить их, но и создать в них навык к жизни благочестивой. Отцы, и в особенности, матери-христианки! Выполните ваш долг пред детьми: научите их молиться, молитесь сами вместе с ними, ходите в церковь вместе, чтобы живым образцом благочестия для детей вы были сами.

Когда дети станут подростками, пошлите их в нашу школу, следите за их уроками, сами читайте Евангелие, чтобы детям не нужно было далеко ходить, когда у них появятся недоуменные вопросы, чтобы в вопросах веры вы могли быть для них первым авторитетом.

Главное же, своим примером научите детей видеть в благочестии не придаток какой-то, не помеху в жизни, а залог благословения Божия, залог их благополучия. Если таким образом вы воспитаете своих детей в учении и наставлении Господнем, то пусть даже и споткнутся они в жизни, пусть даже и уйдут от вас "на страну далече", - но в минуту раскаяния вспомнят они о родительском доме, обо всем том, что внушалось им с детских лет, - и опомнятся и вернутся к вам. И будет тогда для вас великая радость, что ребенок ваш был мертв - и ожил, пропадал - и нашелся. Аминь. Неделя Мясопустная Когда Пресвятая Дева Мария, по обычаю законному, принесла сорокадневного младенца Иисуса в храм, чтобы скромной жертвой поблагодарить Бога за рождение Сына, встретил их старец Симеон. Тут была и Анна пророчица, вдова 84 лет, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время подошедши, славила Бога и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. Обратим наше внимание на следующее: эта старица Анна постом и молитвою служила Богу день и ночь. Нам, людям 20-го века, даже как-то странно слышать, что можно служить Богу постом и молитвою. Молитву мы еще считаем за нечто нужное, даже необходимое для христианина; ну а о посте мы, кажется, давно решили, что это хорошо для монахов, а нам, живущим в миру, пост - вещь неподходящая, невыполнимая; некоторые, наверно, думают - бесполезная. Нам понятнее сегодняшее Евангелие, где говорится, что все, что ни сделаем мы ближнему, Господь принимает, как сделанное Ему. Вот это служение Богу чрез ближнего, добрыми делами, мы скорее поймем, чем служение постом и молитвою. Но истина не умаляется оттого, что ее не понимают. Истина остается истиной, если бы даже все сказали, что это - неправда. Вот так и в нашем случае - служение Богу постом и молитвою может быть и непонятно нам, но это - истина. И истина такая, что кто не служит Богу постом и молитвою, тому трудно, почти невозможно служить Ему добрыми делами. И наоборот, кто служит Богу постом и молитвою, тот способен совершать великие дела милосердия: тому легко и алчущего накормить, и жаждущего напоить, и нагого одеть, и больного посетить и утешить.