Православие и современность. Электронная библиотека

Наилучший пример этого мы видим в преп. Серафиме. Свою подвижническую жизнь он начинает постом и молитвою. Когда он жил в дальней пустыньке, он всего лишь раз в неделю приходил в обитель за хлебом. Да и этот хлеб он делил с птицами и зверями. А то еще в продолжение нескольких лет питался отваром травы. А о молитве его мы знаем, что это было почти непрестанное предстояние Богу. Вспомните, как он молился на камне 1000 дней и ночей. От этого молитвенного подвига язвы на ногах у него были до самой смерти. Вот это молитва! Вот это любовь к Богу, побеждающая даже немощь плоти!

Мы часто ленимся и пять минут постоять на молитве, церковное богослужение нам кажется бесконечным. А вот преп. Серафим жалел, искренно жалел, что нельзя всю ночь пробыть на молитве; ему жалко было тех двух-трех часов сна, без которого и его тело не могло обойтись.

Почти пол-века служил преп. Серафим Богу таким постом и молитвою, о которых нам и помыслить трудно. Каков же был результат? Не напрасно ли он трудился? Не напрасно ли измождал свою плоть, не напрасно ли принуждал ее к посту и молитве? Кто осмелится сказать, что напрасно, если у нас пред глазами все его чудные дела: его любовь бесконечная к ближнему, его благодатная помощь всякому, кто просит; его бесчисленные чудеса, которые совершались и совершаются по молитве его (и к нему!) в утешение всем скорбящим, больным и вообще нуждающимся.

Если бы нам указали хоть один пример такой же деятельной любви, достигнутой без поста и молитвы, то мы бы поверили, что можно быть чудотворцем без поста и молитвы. Но ведь нет таких примеров! Остается сказать, что пост и молитва совершенно необходимы для хорошей христианской жизни.

Кажется, невеликое дело - пост, и касается ведь только внешнего, а большую пользу приносит душе, воспитывает ее, делает способной на великие дела.

Батюшка о. Иоанн Кронштадский сказал: "Начинай исполнять заповеди, касающиеся малаго, - и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому. Начни исполнять хоть заповедь о посте в среды и пятницы, или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, - и ты исполнишь все заповеди".

Говорят, постная пища вредна для здоровья. Неправда! Спросите ученых, спросите докторов, какая пища здоровее, где больше витаминов? Спросите еще, полезно ли однообразие в пище, полезно ли, чтобы одни и те же соки всегда работали над перевариванием все мяса и мяса? Никто не скажет, что полезно. Наоборот, вам посоветуют разнообразие в пище, посоветуют даже один раз в неделю ничего не есть. Наконец, вам могут посоветовать лечиться голодом. И хорошо посоветуют, ибо кто постится, тот долго живет.

Други-братия, еще пост не настал, а я уже говорю о нем, убеждаю вас в полезности его. Мне хочется заранее расположить вас к нему, чтобы когда он придет, вы бы встретили его не с пренебрежением, не с досадой, как гостя, пришедшего не во время, а приняли бы, как желанного гостя дали бы ему место у себя в доме, послужили бы им Господу. Аминь. Прощеное Воскресенье Вот и пост наступает. Без уныния, без ропота начнем поститься! С радостью начнем готовиться к покаянию, к исповеди, к причащению Св. Христовых Таин! Разве мы терпим от поста какой-нибудь вред, что нужно унывать? Разве пост лишает нас чего-нибудь хорошего, что нужно роптать? Нет, не будем унывать при наступлении поста, не будем роптать на Церковь, что она установила пост, а с радостью встретим его, как желанного гостя. Считайте, сколько он приносит благодеяний! Смотрите, сколько пользы! Пост - воздержание в пище! А разве это вредно? Пост - переход от скоромной пищи, от мяса на постную. Разве это не полезно? Пост - воздержание от всякого греха: от плотских похотей, от ссор и обид, от осуждения и злорадства. Может быть это приводит вас в уныние? Пост - школа благочестия, училище добродетели. Может быть это нас печалит?