Житие святителя Тихона Задонского

6.

Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда, села Олешкова, дочь государственного крестьянина Павла Летуновского, находящегося ныне в военной службе, по имени — Татьяна, 11-ти лет от роду, с третьего года до настоящего своего возраста имела руки и ноги сведенными. А 9 сентября прошлого 1861 года, при мощах святителя Тихона, она получила совершенно свободное их употребление. (Записано 13 сентября).

7.

Из того же семейства крестьянка Ксения Летуновская, 37 лет от роду, страдала ломотой в руке, которая 10 лет была от болезни скорчена. В тот же день и она при мощах святителя Тихона получила свободное движение рукой и избавилась от ломоты. (Записано 13 сентября ).

8.

Тульской губернии, Веневского уезда, села Марыгина, дворовая девица помещика Алексея Николаевича Павлова — Домна Григорьевна Макарова, в начале сентября 1861 года на правой, уже болевшей ноге получила «антонов огонь». Врачи положили отрезать ногу, в противном случае предвещали неминуемую смерть. Но Домна, не согласившись на операцию, с живой надеждой обратилась к новопрославленному чудотворцу Тихону с молитвой о помощи, и в душе своей дала обет при малейшей возможности пойти пешком в Задонск на поклонение ему. В тот же самый час, как принято было такое решение, разлитие «антонова огня» прекратилось — и, по ее выражению, нога одеревенела. Прибрав костыли, больная отправилась в Задонск, в там 17 сентября, при мощах святителя, получив полное и совершенное исцеление, возвратилась домой без костылей, с здоровыми ногами. (Записано 19 сентября).9.Тульской губернии, Ефремовского уезда, села Дубик, государственная крестьянка, девица Дарья Михеева Миленькова, 35-ти лет от роду. С 1852 года впала в сумасшествие известного рода и совершенно перестала говорить. В 1853 году она ходила, в сообществе с другими, в Соловецкий монастырь и там, молитвами святых Зосимы и Савватия, получила дар слова, но до 7 сентября прошлого года оставалась в умопомешательстве. 7 сентября, по силе прикосновения к мощам святителя Тихона, благодатью Божиею, к ней возвратился и здравый рассудок. (Записано­ 20 сентября ).10.Города Воронежа, частного пристава коллежского асессора Рафаила Ивановича Пуговишникова, дочь Елена, имеющая ныне 16 лет, с давнего времени страдала от нестерпимой боли позвоночного столба, так что прикосновение к шее платка или самой легкой косынки производило сильнейшую боль, особенно у самой головы. Испытаны были к излечению болезни попеременно все медицинские средства, но оказались недействительными.В январе прошлого 1861 года болезнь усилилась. Со слезами страждущая просила святителя Тихона о помощи и дала обет вместе с матерью съездить в Задонск, помолиться Ему. Болезнь в тот же час прекратилась, и Елена с тех пор пребывает совершенно здоровой. (Записано 7 октября).Здесь представлены чудотворения, так сказать всенародно совершавшиеся, обследованные и засвидетельствованные гласно. Но были проявления благодати Божией по молитвам свт. Тихона и такие, которые, как мы прежде заметили, остаются тайной лиц, удостоившихся оной. Так, 2 января сего 1862 года мы получили от одной образованной и добродетельной особы письмо, в котором говорится следующее: «Вы желаете иметь сведения о бывающих чудесах по молитвам святителя Тихона, но они бесчисленны, — и вот я, грешная, свидетельствуясь самим Богом, могла бы сообщить вам два случая дивного исцеления; но, по смирению своему, исцеленные не хотят заявить о них гласно: одна из них ударилась сильно грудью и могла бы получить рак от затверделости, которая образовалась вследствие ушиба, но приложив вату и масло от мощей святителя Тихона, она уснула и встала совершенно здоровой, и в благодарение после служила молебен святителю. Другая, помолившись с верой перед его образом, который теперь у нас освящен и украшен золотым ореолом, получила исцеление от внутренней долговременной болезни. И много, много есть случаев его милостивого и скорого пособия притекающим к нему!» Сила Божия и доселе в немощах совершается у Его честной и многоцелебной раки. Чудотворения, получившие гласность и должным образом обследования, со временем, вероятно, будут объявляемы во всеобщее сведение.Заключим наше повествование словами св. Златоуста: «Не только тела, но и самые гробы святых преисполнены духовных даров благодати. Если мертвый, коснувшись гроба Елиссеева, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни; то ныне, когда настало время обильнейшей благодати и действий Духа превосходнейших, прикасающийся с верой ко гробу святого извлекает из него несравненно большую силу. Бог для того и оставляет нам тела святых, чтобы побудить нас к той же ревности, дать надежное прибежище и утешение в бедствиях, всегда нас окружающих. Посему, я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мирском несчастии, или во глубине греховной, теките сюда (т. е. к мощам свв. угодников) с верой, вы получите помощь и с великой радостью возвратитесь отсюда, приобретши одним воззрением облегчение совести». [81].ЗаключениеЗначение благодатного прославления свт. Тихона для нашего времени: а) в отношении к государству Русскому, б) в отношении к отечественной Церкви, в) в отношении к слабым верой членам ее, г) в отношении к отделившимся от нее раскольникам и др., д) в отношении к римским католикам и протестантам. — Открытие св. мощей опровергает ложную мысль, будто бы просвещение несовместно со спасением души. — Урок, который это чудо благодати Божией внушает всем православным. — Молитва к святителю Тихону.