Житие святителя Тихона Задонского

Вообще, общедоступное изложение самых высоких истин веры, приближенное к разумению самых простых христиан, редкое искусство, посредством сравнений и образов, сообщать истинам особенную ясность и занимательность для всякого христианина, при всяком удобном случае извлекать для них назидание и пролагать им путь к собственному усовершенствованию в богомыслии христианском, — все сии качества делают святителя Тихона преимущественно народным христианским учителем. Пастыри и руководители простого народа всегда в его писаниях и деятельности будут находить превосходное руководство.

Внешний вид святителя Тихона

В первом издании жизнеописания святителя Тихона, составленном Преосвященным Евгением Болховитиновым (в 1796 году), внешний вид святителя, по свидетельству лично знавших его, изображен так: «Святитель Тихон был роста среднего. телом довольно полон, лицо имел белое, круглое и чистое, до самой смерти не было на нем морщин. В летах мужества всегда румянец был на щеках его, но в старости, от трудов и подвигов, он увял, и в это время при чувстве радости, особенно во время приобщения Святых Таин, он появлялся на лице его. Глаза у него были большие карие, взгляд веселый, лоб большой, открытый; волосы на голове большие, кудрявые. темно-орехового цвета, с проседью; борода большая, окладистая и более волос седых; руки полные и чистые». Такое же описание внешнего вида свт. Тихона содержится и в записках Чеботарева. По этому описанию представлялось бы возможным написать довольно точный портрет святителя; но в Софийском женском, близ Усмани, монастыре, хранится письмо Преосвященного Евгения к иеромонаху Тихону (келейнику свт. Тихона), от 21 сентября 1797 года, в котором он пишет: «Описание лица покойного я взял почти слово в слово с вашего мне данного описания, а потому я не виноват...». Видно, Иоанн не признал точным описания, а поэтому во 2-м издании жизнеописание святителя Тихона митрополит Евгений уже не поместил описания внешнего вида его. Посему для верного изображения свт. Тихона нужно обратиться к дошедшим до нас его портретам.

Почитателей святителя Тихона еще в земной его жизни было очень много; некоторые из них имели портреты его, святые в то время, когда он управлял Воронежской паствой; портреты сии сохранились до сего времени. При открытии св. мощей привезено было несколько изображений новоявленного чудотворца, большей частью из города Ельца. В самой Задонской обители хранилось несколько изображений святителя; одно из них, со дня его погребения, находилось при церкви, где почивал святитель. При перенесении св. тела в 1846 году из пещеры в теплую монастырскую церковь изображение перенесено в настоятельские покои, где висело на стене до получения указа Святейшего Синода о причислении святителя Тихона к лику святых, а потом вынесено в церковь.

Многие из доставленных портретов святителя совершенно одинаковы с находившимся при его пещере. Потому сей последний и принят подлинником для писания образа. Во всех чертах сходный с ним, но лучше отделанный в художественном отношении, принадлежит жене елецкого купца М. Д. Ходовой. Снимок с него помещен в начале сей книги. Святитель представлен в мантии и клобуке, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке. Писан сей портрет в то время, когда святитель имел около сорока лет от роду и управлял Воронежской паствой.

По переселении его в Задонский монастырь, молитвенные подвиги, великие труды и постническая жизнь в продолжение тринадцати лет, изменили и внешний вид его. В эту пору его жизни Платон, архиепископ Московский, глубоко чтивший Тихона, пожелал иметь его портрет и отправил для снятия оного художника Басова. Святитель изображен в смиренном иноческом одеянии, с жимолостной тростью в руке, имеющей костяной набалдашник. С этой тростью он обыкновенно ходил; после его кончины трость сию выпросил себе на память один из его келейников, поступивший в монахи в Саровскую пустынь, с именем Вениамина. Перед своей смертью он, как заветную святыню, отдал ее нынешнему отцу наместнику Сергиевой Лавры, у которого она и сохраняется. Портрет свт. Тихона был сначала в келиях митрополита Платона в Вифании, ныне находится в Троице-Сергиевой Лавре; на обороте его означена фамилия художника, писавшего портрет.

Часть 2.Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей егоГлава I.Прославление святителя ТихонаНачало прославления. — Памятник в честь святителя Тихона. — Замечательное явление схимонаху Митрофану. — Усердие народа к святителю. — Чудотворения и их записи. — Машонов и его ходатайство об открытии св. мощей. — Общий обзор чудотворений. — Изложение 48 обследованных чудотворений, совершившихся в период 1820-1861 годов