Память и Житие блаженного учителя нашего Константина Философа, первого наставника славянского народа

Рассказ о чудесном сне сложился под влиянием сочинений знаменитого церковного деятеля, теолога и писателя IV в. Григория Назианзина. Β Житии сон Константина приспособлен к условиям жизни IX в., когда был распространен выбор невесты для императора или наследника из числа собранных в столицу красавиц.

Притч. 6, 20.

Притч. 6, 23.

Притч. 7, 4.Ср. Прем. 7, 29; 8, 2; 10, 9.Евстафий Плакида — римский военачальник; согласно его житию, обратился в христианство, увидев во время охоты оленя с крестом между рогами (Житие Плакиды см. БЛДР, 3).Данный текст — попытка стихотворного перевода с греческого языка молитвы Константина.Эпизод свидетельствует о том, что в провинции в IX в. можно было получить лишь начальное образование.Логофет — с VII в. глава важнейших центральных ведомств Византии, здесь — логофет Феоктист, первый министр при дворе императрицы Феодоры и ее малолетнего сына Михаила III в 40-х — начале 50-х гг. IX в.Данное свидетельство маловероятно, так как Михаил III был значительно моложе Константина.Прем. 9, 1–2, 4.Ср. Прем. 9, 10, 19.Ср. Пс. 115, 7; Прем. 9, 5.Царьград — Константинополь, столица Византийской империи.Лев — Лев Математик — ученый IX в., возобновивший занятия точными науками и изучение античных текстов; позднее — глава государственного училища, созданного дядей императора Михаила III Вардой.Фотий — филолог, знаток древних авторов, теолог; в 40—50-х гг. крупный государственный чиновник, с 858 г. — патриарх Константинопольский.Перечень наук традиционен и соответствует курсу организованного позднее Константинопольского университета. Упоминание на первом месте не связанных между собой Гомера и геометрии, возможно, объясняется тем, что этим наукам Константин учился у Льва, а остальным — у Фотия.Мозаика фрагментов из Похвального слова Василию Великому Григория Богослова.термин для обозначения архонтии, территории, населенной славянами, во главе которой ставился вместо местного князя чиновник.Прадедом назван Адам, отыскать его честь и богатство — достичь совершенства, которым отличался праотец до грехопадения. Отрывок следует трактовать как отказ от светской карьеры и желание стать монахом.Царица — Феодора, вдова императора Феофила (829–842), мать Михаила III (842–867), после смерти мужа и до 850 г. — правительница.Вероятно, имеется в виду библиофилакс — библиотекарь, поскольку Константин как молодой клирик, не имевший опыта работы в администрации, не мог сразу стать хартофилаксом — главой патриаршей канцелярии и архива, а должен был получить более скромную должность. Так как все известные хартофилаксы были дьяконами, Константин не мог получить сан выше, и сообщение о посвящении его сразу в священники — неточно. Β украинско-белорусских списках Жития, обладающих рядом текстологических особенностей, должность Константина обозначена как «сосудохранитель», т. е. скевофилакс — хранитель патриарших облачений.Вероятно, имеется в виду патриарх Игнатий (847–858).Святая София — собор в Константинополе, при котором находились патриаршая библиотека и архив.