Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством.

Мы грешим «помышлением», если имеем какие-либо желания, противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему.

Грехи помышлением столь же тяжки, как и грехи делом и словом, и строго воспрещаются Священным Писанием.

Грехи «ведением» — те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим — по гордости, злобе, лености и тому подобное — и оправдываем себя ложными доводами.

Поступающие таким образом достойны того же приговора, который произнес господин на лукавого и ленивого раба своего: лукавый раб и ленивый!

Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал...

негодного раба вы- бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 26—30).

Грехи «неведением» происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них. Грехопадения кто разумеет? (Пс. 18, 13),— говорит пророк Давид, то есть кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблю- стись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: от тайных моих очисти меня, то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых не считаю даже за грехи. Грешить «волею» — значит грешить заведомо, с намерением и от злобы. Апостол Павел говорит так об этих грехах: если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи. Отступившим от Христа и волей восстающим против Него невозможно прлучить прощение; как изъясняет это тот же апостол, говоря: невозможно, однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6, 4. 5ю 6). Но что невозможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины. «Невольный грех» — тот, которого человек не предвидит, творит его вопреки воле и желанию. Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными»; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной, смерть душевная, а вместе с ней вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые. Смертных грехов семь: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев. От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то и все детища их, все прочие грехи уничтожатся. Эти смертные грехи подобятся тем семи бесам, которых изгнал Господь Иисус Христос из тела грешницы — Марии Магдалины. Их можно также сравнить и с семью врагами народа израильского, которых необходимо было истребить, чтобы войти в землю обетованную, изображающую собой Царство небесное.