Если гордый человек есть подчиненный, он не уважает распоряжений начальника, исполняет их неохотно, по страху; он равняет себя со всеми образованными и не отдает пред собою преимущества никому или весьма-весьма не многим; если он ученый или даже неученый, сын или дочь — не отдает должного почтения родителям и благодетелям, особенно простым и грубым, считая их равными себе и даже ниже» (св.прав.

Иоанн Кронштадтский).

Порождения гордости бесчисленны: надменность, самолюбие, честолюбие, лицемерие, притворство, высокомерие в манерах, хвастовство в словах, пышность в одежде, неумеренность желаний, недружелюбие, дух мщения, презрение к ближнему и вообще все грехи, противные любви; ибо гордый никого не любит, кроме самого себя.

Гордость с ее бесчисленными порождениями можно уподобить великому древу, которое видел во сне гордый Навуходоносор.

Вершина дерева касалась облаков, и ветви его, обремененные плодами, простирались до краев земли; в тени под ним покоились полевые звери, в ветвях его жили птицы небесные, и все животные, находящие себе приют под деревом, — пороки, порожденные гордостью.

Они стекаются сюда как в общий центр и живут спокойно под густыми ветвями.

ЧТО ТАКОЕ СРЕБРОЛЮБИЕ, ЛИХВА И РОСТОВЩИЧЕСТВО Не можете служить Богу и маммоне (богатству).

Мф. 6, 24 Под словом сребролюбие подразумевается не только любовь к серебру, золоту или деньгам, но и ненасытное желание всякого земного богатства и благополучия. Жадность к богатству — идолослужение, постыдное рабство перед золотом, которое становится для человека владыкой, богом его. Сребролюбец не только тот, кто собирает богатство, но и тот, кто ненасытно желает его иметь. Не всякий богатый — сребролюбец; но тот, кто любит богатство, кто сердцем привержен к нему. Когда растет богатство ваше, не прилагайте к нему сердца (Пс. 61, 11). Если Господь благословляет нас избытком земных благ, то никогда мы не должны превозноситься ими и надеяться на них; но обязаны делиться избытком нашим с бедствующими. Поступая таким образом, мы запасаем себе, по слову Спасителя, влагалища неветшающие, сокровище неистощимое на небесах, идеже тать не приближается, ни моль растлевает (Лк. 12, 33). Ю «Богатство не худая вещь, — говорит Иоанн Златоуст, — но худая вещь — сребролюбие, худая вещь — лихоимство. Лихоимец и богатый не все одно и то же. Сребролюбцу всегда многого недостает; а кому многого недостает, тот никогда не может назваться богатым. Он — есть страж денег, а не господин, раб их, а не владетель». Сребролюбие ненасытимо. Чем более собирает богатство сребролюбец, тем более увеличивается в нем страсть к богатству. «Лихоимцы и хищники хуже зверей, — говорит святой Иоанн Златоуст,— ибо звери, насытившись, перестают похищать, а эти люди никогда не могут насытиться». Сребролюбие опаснее всех прочих страстей, ибо гордецу, прелюбодею, чревоугоднику, злому человеку, пьянице и другим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, но сребролюбцу не только должно отстать от греха, но и возвратить похищенное тому, от кого оно перешло к нему.