Мф. 6, 24 Под словом сребролюбие подразумевается не только любовь к серебру, золоту или деньгам, но и ненасытное желание всякого земного богатства и благополучия.

Жадность к богатству — идолослужение, постыдное рабство перед золотом, которое становится для человека владыкой, богом его.

Сребролюбец не только тот, кто собирает богатство, но и тот, кто ненасытно желает его иметь.

Не всякий богатый — сребролюбец; но тот, кто любит богатство, кто сердцем привержен к нему.

Когда растет богатство ваше, не прилагайте к нему сердца (Пс. 61, 11).

Если Господь благословляет нас избытком земных благ, то никогда мы не должны превозноситься ими и надеяться на них; но обязаны делиться избытком нашим с бедствующими.

Поступая таким образом, мы запасаем себе, по слову Спасителя, влагалища неветшающие, сокровище неистощимое на небесах, идеже тать не приближается, ни моль растлевает (Лк. 12, 33).

Ю «Богатство не худая вещь, — говорит Иоанн Златоуст, — но худая вещь — сребролюбие, худая вещь — лихоимство. Лихоимец и богатый не все одно и то же. Сребролюбцу всегда многого недостает; а кому многого недостает, тот никогда не может назваться богатым. Он — есть страж денег, а не господин, раб их, а не владетель». Сребролюбие ненасытимо. Чем более собирает богатство сребролюбец, тем более увеличивается в нем страсть к богатству. «Лихоимцы и хищники хуже зверей, — говорит святой Иоанн Златоуст,— ибо звери, насытившись, перестают похищать, а эти люди никогда не могут насытиться». Сребролюбие опаснее всех прочих страстей, ибо гордецу, прелюбодею, чревоугоднику, злому человеку, пьянице и другим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, но сребролюбцу не только должно отстать от греха, но и возвратить похищенное тому, от кого оно перешло к нему. Так святой Парфений сказал Ираклийско- му архиепископу Ипатиану, лежавшему на одре болезни: «Есть грехи, которые могут очиститься одною молитвою и покаянием; но твои грехи другого рода: ты, по сребролюбию твоему, в лице нищих отнимал у Бога иму11 щество. Возврати Ему имущество Его также в лице нищих. Если помнишь, у кого отнял, тому и возврати с лихвою; если же не помнишь, отдай наиболее нуждающимся». Лихва и ростовщичество. Лихвой, или взятием процентов, называется то, когда заимодавец с должника своего, сверх данного ему взаем, что-нибудь берет лишнее. Лихва — грех, и притом тяжкий. Господь сказал: взаймы давайте, не ожидая ничего (Лк. 6, 35). В Библии мы читаем: если дать деньги взаймы бедному из народа моего; то не притесняй его и не налагай на него роста (Исх. 22, 25). В другом месте сказано: не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ничего либо другого, что можно отдавать в рост (Втор. 23,19). Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем ? Кто может обитать на святой горе Твоей? — вопрошает пророк Давид и между другими ответами дает и этот: кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного (Пс. 14, 1—5). Пророк Иезекииль тоже указывает лихву между великими грехами, говоря: в рост дает и берет лихву: то будет ли он жив? Нет, он не будет жив.