Ю «Богатство не худая вещь, — говорит Иоанн Златоуст, — но худая вещь — сребролюбие, худая вещь — лихоимство.

Лихоимец и богатый не все одно и то же.

Сребролюбцу всегда многого недостает; а кому многого недостает, тот никогда не может назваться богатым.

Он — есть страж денег, а не господин, раб их, а не владетель».

Сребролюбие ненасытимо.

Чем более собирает богатство сребролюбец, тем более увеличивается в нем страсть к богатству. «Лихоимцы и хищники хуже зверей, — говорит святой Иоанн Златоуст,— ибо звери, насытившись, перестают похищать, а эти люди никогда не могут насытиться».

Сребролюбие опаснее всех прочих страстей, ибо гордецу, прелюбодею, чревоугоднику, злому человеку, пьянице и другим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, но сребролюбцу не только должно отстать от греха, но и возвратить похищенное тому, от кого оно перешло к нему.

Так святой Парфений сказал Ираклийско- му архиепископу Ипатиану, лежавшему на одре болезни: «Есть грехи, которые могут очиститься одною молитвою и покаянием; но твои грехи другого рода: ты, по сребролюбию твоему, в лице нищих отнимал у Бога иму11 щество. Возврати Ему имущество Его также в лице нищих. Если помнишь, у кого отнял, тому и возврати с лихвою; если же не помнишь, отдай наиболее нуждающимся». Лихва и ростовщичество. Лихвой, или взятием процентов, называется то, когда заимодавец с должника своего, сверх данного ему взаем, что-нибудь берет лишнее. Лихва — грех, и притом тяжкий. Господь сказал: взаймы давайте, не ожидая ничего (Лк. 6, 35). В Библии мы читаем: если дать деньги взаймы бедному из народа моего; то не притесняй его и не налагай на него роста (Исх. 22, 25). В другом месте сказано: не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ничего либо другого, что можно отдавать в рост (Втор. 23,19). Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем ? Кто может обитать на святой горе Твоей? — вопрошает пророк Давид и между другими ответами дает и этот: кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного (Пс. 14, 1—5). Пророк Иезекииль тоже указывает лихву между великими грехами, говоря: в рост дает и берет лихву: то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет; кровь его будет на нем (Иез. 28, 19). Василий Великий так говорит о лихве: «Как рыболов прицепляет за удочку червячка, чтобы рыбу обмануть и поймать: так точно лихвовзиматель привлекает деньгами своими ближнего, который по неосторожности своей вместе с червячком и удочку поглощает, и как рыба умерщвляется». Сребролюбие и лихоимство всегда было наказуемо Богом. Если же кто и избегает казни в этой жизни, «ибо не все беззаконники здесь наказуются по неведомым судьбам Божиим », тот не избегнет ее в будущем веке, по слову апостола Павла: «никакой блудник, или нечестивый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христова и Бога и услышит суд себе: вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей и должен здесь страдать; иди, проклятый, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Труден подвиг искоренения сребролюбия из нашего сердца, по слову Спасителя: как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие!удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие. Под игом прочих страстей люди томятся, страдают и раскаиваются; под игом же сребролюбия — радуются, веселятся и торжествуют. Богатство восхваляется, пред ним благоговеют, ему завидуют.